Философия Древнего Китая

Характерные черты китайской философии:

1. понимание окружающей действительности:

· восприятие своей страны - как центра существующего мира

· восприятие человека, природы и космоса как единого целого

· консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен, стремление к постоянству

· невыделение отдельной человеческой личности из коллектива

· осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной структуры; приоритет, отдаваемый коллективным формам труда; отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством

· восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого, распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушания

· понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (секреты долголетия)

2. понимание человека:

· согласно китайской философии человек является сгустком трех видов космической энергии:

Цзинэнергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма.

Выделяются два вида данной психофизической энергии:

• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения,
генетическая программа, физические данные;

• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в
течение жизни.

Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строи­тельным материалом" всего сущего.

Энергия ци подразделяется на:

вещественную ци, благодаря которой вещи и живые орга­низмы приобретают материальную форму;

духовную ци — душу человека и других живых существ.
Шэнь — неистребимая духовная энергия, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

· китайская философия не дает четкого понятия человека

· начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия

· выделяет в качестве духовного центра человека сердце

· воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой

· призывает ценить отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность

3. понимание мира

· помимо трех видов космической энергии (цзин, ци, шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:

Ян – мужская сексуальная энергия

Инь – женская сексуальная энергия

Отсюда все существующее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных); так и неживой природы (Ян (активное начало) - солнце, небо, день, сухость, легкость, Инь (пассивное начало) – луна, земля, равнины, ночь, влага)

· в основе существования живой и неживой природы лежит принцип «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Религиозно-философские учения Древнего Китая:

1. Даосизм – философское учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (конец 6-начало 5 веков до н.э.)

Основные понятия даосизма:

Дао – первоначало от которого произошел весь мир

Дэ – энергия благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир

2. Конфуцианство – философское учение, которое рассматривает человека как участника социальной жизни.

Основоположником данного учения является Конфуций (551-479 гг. до н.э.)

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

1. Как необходимо управлять людьми?

2. Как вести себя в обществе?

Представители этого учения выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

· жить в обществе и для общества

· уступать друг другу

· слушаться старших по возрасту и по званию

· подчиняться императору

· сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей

· быть гуманным

· верно служить стране, быть патриотом

· быть благородным

· обладать большими амбициями, ставить высокие цели

· проявлять старание в работе

· постоянно учиться и самосовершенствоваться

3. Легизм – социальное учение, как и конфуцианство, решающее вопрос - «как управлять обществом?». Легисты выступают за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.

Особенности легизма:

· движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы

· как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны

· чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения

· государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся

· законы должны быть одинаковы для всех групп населения

· государство – главный регулирующий механизм общества и имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: