Характерные черты китайской философии:
1. понимание окружающей действительности:
· восприятие своей страны - как центра существующего мира
· восприятие человека, природы и космоса как единого целого
· консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен, стремление к постоянству
· невыделение отдельной человеческой личности из коллектива
· осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной структуры; приоритет, отдаваемый коллективным формам труда; отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством
· восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого, распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушания
· понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (секреты долголетия)
2. понимание человека:
· согласно китайской философии человек является сгустком трех видов космической энергии:
|
|
Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма.
Выделяются два вида данной психофизической энергии:
• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения,
генетическая программа, физические данные;
• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в
течение жизни.
Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего.
Энергия ци подразделяется на:
• вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;
духовную ци — душу человека и других живых существ.
Шэнь — неистребимая духовная энергия, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).
· китайская философия не дает четкого понятия человека
· начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия
· выделяет в качестве духовного центра человека сердце
· воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой
· призывает ценить отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность
3. понимание мира
· помимо трех видов космической энергии (цзин, ци, шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:
Ян – мужская сексуальная энергия
Инь – женская сексуальная энергия
Отсюда все существующее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных); так и неживой природы (Ян (активное начало) - солнце, небо, день, сухость, легкость, Инь (пассивное начало) – луна, земля, равнины, ночь, влага)
|
|
· в основе существования живой и неживой природы лежит принцип «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.
Религиозно-философские учения Древнего Китая:
1. Даосизм – философское учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (конец 6-начало 5 веков до н.э.)
Основные понятия даосизма:
Дао – первоначало от которого произошел весь мир
Дэ – энергия благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир
2. Конфуцианство – философское учение, которое рассматривает человека как участника социальной жизни.
Основоположником данного учения является Конфуций (551-479 гг. до н.э.)
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
1. Как необходимо управлять людьми?
2. Как вести себя в обществе?
Представители этого учения выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
· жить в обществе и для общества
· уступать друг другу
· слушаться старших по возрасту и по званию
· подчиняться императору
· сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей
· быть гуманным
· верно служить стране, быть патриотом
· быть благородным
· обладать большими амбициями, ставить высокие цели
· проявлять старание в работе
· постоянно учиться и самосовершенствоваться
3. Легизм – социальное учение, как и конфуцианство, решающее вопрос - «как управлять обществом?». Легисты выступают за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.
Особенности легизма:
· движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы
· как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны
· чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения
· государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся
· законы должны быть одинаковы для всех групп населения
· государство – главный регулирующий механизм общества и имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.