Сознание и бессознательное

Происхождение сознания

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительнос­ти. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возник­новению мозга, центральной нервной системы, психики жи­вотного, а затем и психики человека.

Качественно новым этапом развития психики явилось воз­никновение сознания человека, что было обусловлено такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, созда­вавшиеся человеком предметы культуры и возникшие на опре­деленном уровне развития человека знаковые системы.

Важнейшим условием возникновения и развития челове­ческого сознания явилась совместная продуктивная опосре­дованная речью орудийная деятельность людей.

Эта деятельность требует кооперации, общения и взаимодей­ствия людей друг с другом. Она невозможна без наличия общей цели, которой является предполагаемый продукт совместного труда.

В начале своего развития сознание человека имеет внешнюю направленность. Человек сознает свое положение как положе­ние вне этого мира, воспринимая этот мир как независимый и отделенный от человека. Позднее у человека появляется спо­собность осознавать самого себя. Это направление в развитии сознания называют рефлексивным.

Второе направление связано с развитием мышления и назы­вается понятийным. Это направление отражает тесную взаи­мосвязь мышления и языка, в которых важными элементами являются понятия и слова, в своем единстве представляющие такую единицу сознания, как слово-понятие.

Структура сознания включает в себя совокупность знаний о мире, различие субъекта и объекта и субъект-объектное отно­шение, а также возможность целеполагающей деятельности.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния че­ловека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказы­вает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме со­знания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение чело­века, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У че­ловека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и. т.п.

Наибольший интерес для философии представляет личност­ное проявление бессознательного. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое про­явление в различных его непроизвольных действиях и психи­ческих явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п. явления), непроизвольное забывание (имея, обещаний, на­мерений, событий, фактов и.т.п.); это могут быть фантазии, меч­ты, грезы или сновидения.

По 3. Фрейду, ошибки не являются случайными нарушени­ями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляют­ся скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и це­лью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».

Забывание имен, фактов, событий и т.п. связано с какими-то, не осознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному собы­тию или факту.

Сновидения и грезы, по 3. Фрейду, свидетельствуют о бес­сознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизнен­ных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют по­ведением человека. Однако роль их в этом управлении различ­на. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

Оно «включается» в следующих случаях:

- когда перед человеком возникают неожиданные, интеллек­туально сложные проблемы, не имеющие очевидного реше­ния;

- когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротив­ление (физическое или психологическое);

- когда человеку нужно осознать, что он находится в слож­ной конфликтной ситуации, и найти из этой, ситуации оп­тимальный выход;

- когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного ос­тается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения. Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находят­ся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Всё они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от орга­нов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другие — представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессозна­тельного. Это, например, двигательные умения и навыки — ходь­ба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и. т. п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем; от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в фило­софской литературе принято относить к подсознательному.

Третий тип бессознательных явлений — это желания, мыс­ли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознатель­ного под воздействием усвоенных норм морали (так называе­мой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: