Познание как процесс

Познание в самом общем виде можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружаю­щем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д. Изучают познание раз­личные науки, но теория познания, или гносеология, возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Гносеология изучает природу человеческого познания, формы и закономер­ности перехода от поверхностных знаний (представлений, мне­ний) о мире к знанию сущностному, глубинному. Гносеологию интересуют и пути достижения истинностного знания, а так его критерии.

С точки зрения гносеологии, познание можно представит как сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно (выделяют две разновидности: чувственное и рациональное познание. Обе разновидности тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.

Познание человеком объективного мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия и представления. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в нашем сознании на ступени рационально­го познания с помощью понятий, суждений и умозаключений. Ступень рационального познания называют обычно абстракт­ным мышлением. Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Практика является ба­зой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов.

Схема структуры процесса познания, данная ниже, являет­ся достаточно условной, так как в ней не представлена, напри­мер, интуиция — непосредственное постижение истины без осознаваемой предварительной познавательной деятельности. Однако в целом схема дает правильное представление об осно­вательных формах процесса познания.

СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ   АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
 
           
  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ   УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
         
    ВОСПРИЯТИЕ   СУЖДЕНИЕ
         
    ОЩУЩЕНИЕ   ПОНЯТИЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

В истории философии существовали разные точки зрения на роль чувственного и рационального в познании. Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм. Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании фор­мам абстрактного мышления. На самом деле в реальном чело­веческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное — чувственным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: