РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
для студентов экономических специальностей всех форм обучения
Составитель:
к. э. н. доцент Вишневская Е.Н.
Рассмотрено на заседании
кафедры "Экономическая теория"
протокол № 7 от 24 марта 2010 г.
Утверждено на заседании
Учебно-издательского совета ДонНТУ
протокол № 2 от 22 апреля 2010 г.
Донецк - 2013
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА "РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА "РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"
События последних лет в мире убедительно доказывают, что вопросы развития регионов перешли в разряд глобальных, не менее важных проблем, чем экологические или демографические. Кардинальные рыночные преобразования в странах Восточной Европы и постсоветских государствах обострили весь спектр региональных проблем.
Объективно разными для отдельных регионов Украины являются языковые, культурные, религиозные и политические приоритеты.
Также отличия между регионами Украины в последние десятилетия усугубились еще и социально-экономическими диспропорциями. Это стало последствиями:
· во-первых, неэффективности в развитии производительных сил регионов. Неравномерность в размещении ресурсов по территории Украины привело и к неравномерной концентрации производства. В восточном регионе Украины сконцентрировано мощное промышленное производство, а на западе страны – аграрный сектор.
· во вторых, неэффективной системе управления регионами и взаимоотношениям между центром и регионами.
К сожалению, до 1991 г. в Украине имела место недооценка региональных факторов, а об региональных отличиях, диспропорциях в развитии отдельных регионов Украины, их отношения с центром даже не упоминалось. И только после обретения независимости эта тема переместилась в фокус внимания политиков, представителей органов государственной власти и ученых, профессионально занимающихся регионалистикой.
Актуальность изучения региональной экономики обусловлена также и современными тенденциями развития мировой экономики. Один из парадоксов современного мира заключается в том, что процессы глобализации усиливают роль региональных факторов. Другой парадокс состоит в том, что значительные различия между странами в целом сочетаются со значительными сходствами между определенными их регионами. Поэтому при изучении данного курса необходимо учитывать и тенденции развития мировой экономики и накопленный опыт других стран в решении региональных проблем.