Принципы построения системы налогообложения, ее структура
Понятие налоговой системы
Налоговый кодекс, регламентирующий направления налоговых отношений в Республике Беларусь
Налоговый кодекс - это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. Принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
|
|
Налоговая система – совокупность установленных и взимаемых в той или иной стране налогов форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов.
Субъекты налоговых отношений – один из основных элементов налоговой системы государства, ее налогового законодательства. Налоговый кодекс Республики Беларусь обозначает под этим термином, во-первых, непосредственных плательщиков налогов, сборов (пошлин), а во-вторых, иных обязанных лиц, деятельность которых связана с процессом налогообложения: налоговых агентов, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика.
Налоговый кодекс Республики Беларусь указывает, что каждый налогоплательщик имеет право:
- получать в налоговых органах по месту учета и в таможенных органах бесплатную информацию о порядке и условиях уплаты налогов и обязательных платежей, а также о своих правах и обязанностях;
- пользоваться налоговыми льготами на основании законов;
- представлять свои интересы в налоговых или таможенных органах самостоятельно или через представителя;
- передавать налоговым или таможенным органам документы, подтверждающие право на налоговые льготы, а также пояснения по исчислению и уплате налогов и внесении платежей по актам налоговых проверок;
- получать отсрочку и рассрочку по уплате налогов и штрафов при соблюдении условий налогового законодательства;
- обжаловать решения, действия или бездействия налоговых и финансовых органов и их должностных лиц;
|
|
- присутствовать при налоговых и таможенных проверках;
- требовать в установленном порядке возмещения ущерба.
Имеются и иные права, установленные законодательными актами и актами для налогоплательщиков.
Налогоплательщики обязаны:
- зарегистрироваться в налоговых органах;
- исполнять налоговые обязательства в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;
- своевременно и полностью уплачивать налоги;
- представлять налоговым и таможенным органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы;
- своевременно вносить исправления в расчеты по налогам в бухгалтерский учет и отчетность при выявленных недостатках и нарушениях, выполнять другие обязанности, установленные налоговым законодательством.
Налогоплательщик, занимающийся предпринимательской деятельностью, обязан:
- стать на учет в налоговом органе;
- сдать платежное поручение на перечисление налогов до наступления срока платежа по налогу;
- сообщать в налоговые органы по месту налогового учета об изменениях учетных реквизитов (наименование, местонахождение и др.), ликвидации или реорганизации, о создании обособленных подразделений и др.,
- вести необходимый учет доходов (расходов) для составления отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и представлять декларацию налоговым органам.
Экономическое содержание и функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, стимулирующая, контрольная
Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт.
Налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда.
Во – первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи.
Во – вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его.
В – третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части общественного питания.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Функции налогов:
Фискальная функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах ИХ развития. Последние десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджет государства, что связано с ростом объемов производства, развитием научно-технического прогресса, реальным увеличением национального дохода.
Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и Может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.
Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.
Стимулирующая функция - реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.
Для стимулирующей функции в отличие от фискальной характерно стимулирование социально-экономической деятельности налогоплательщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и преференции. Никакая другая функция налогов непосредственно стимулирующими свойствами не обладает.
|
|
Распределительная (перераспределительная) функция - обеспечивает процесс перераспределения совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода части. При этом одна его часть направляется па расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов) т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция налогов носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства, развитием экономики в стране у этой функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.
Регулирующая функция – налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное активно влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.
Регулирующая функция неотделима от других функций налогов. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений.
|
|
Контрольная функция – проявляется в оценке эффективного налогового механизма. Задача контрольной функции состоит в обеспечении фискальной, регулирующей, стимулирующей функции налогов, их оптимальном сочетании, своевременном отслеживании государством поступлений в бюджет налоговых платежей.
Структура и состав налогов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, их классификация (по объему обложения, субъекту уплаты, принадлежности к уровню власти, способу изъятия)
Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.