Права органов местного самоуправления в отношении установления цен и тарифов
Право субъектов РФ и органов местного самоуправления на регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию установлено в Федеральном законе № 41-ФЗ. Право органов местного самоуправления на регулирование цен на товары, работы, услуги, производимые муниципальными унитарными предприятиями установлено в ст. 31 закона № 154-ФЗ.
Обратим внимание, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 707 действовало условие, позволяющее органами местного самоуправления утверждать ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в определенной доле от затрат. С выходом постановления Правительства РФ № 887 такое условие заменено на право (но не обязанность) органов местного самоуправления утверждать ставки и тарифы на жилищно-коммунальные, услуги исходя из экономически обоснованных тарифов (далее — ЭОТ). Это позволило, начиная с 2000 года, утверждать тарифы на жилищно-коммунальные услуги по полной стоимости.
|
|
Таким образом, с 1997 года по настоящее время действует практика, основанная на правовом регулировании, в соответствии с которым органы местного самоуправления утверждают ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги или в доле от затрат на производство и реализацию этих услуг, или по полной их стоимости, т. е. в величине ЭОТ (рис. 7.3.) или в доле от ЭОТ.
Порядок организации государственной политики социальной защиты граждан
В соответствии со ст. 5 закона № 154-ФЗ для оказания государственной социальной помощи определены:
— средства федерального бюджета;
— средства бюджетов субъектов Российской Федерации;
— средства местных бюджетов.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона для оказания государственной социальной помощи гражданам органами государственной власти могут быть переданы органам местного самоуправления полномочия с необходимыми для их реализации материальными и финансовыми ресурсами.
Улучшение городского жилищно-коммунального хозяйства и эффективное управление ЖКК необходимо сочетать с жизненными интересами населения, их благосостоянием. Как уже неоднократно отмечалось, цель реформирования ЖКХ — переход от бюджетного дотирования этой отрасли к полной оплате эксплуатационных расходов и коммунальных услуг населением-потребителем при условии социальной зашиты малообеспеченных семей, экономического стимулирования повышения качества обслуживания и снижения издержек производства. Очевидно, что рост платежей населения не должен опережать повышение уровня его доходов.
В 2002 г. приняты четыре федеральных закона, заменивших льготы по оплате ЖКУ денежными компенсациями:
|
|
— от 07.05.02 № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставлению им отдельных льгот»;
— от 28.06.02 № 77-ФЗ «О внесении изменений в статьи 43 и 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»»;
— от 28.06.02 № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»»;
— от 30.06.02 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)».
В 2002г. принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы -оплаты жилья и коммунальных услуг».
Данный закон совершенствует положения действующих в настоящее время ст. 15, 18 и 19 Закона от 24.12.92 № 4218-1 и дополняет его рядом новых определений, соответствующих изменениям, проводимым в жилищно-коммунальной отрасли на основании подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 гг.
Законом устанавливаются четкие разграничения в вопросах регулирования оплаты жилья и коммунальных услуг между федеральным уровнем, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, конкретизируются структура и размер оплаты жилья, включая дополнительную площадь, а также сроки и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Указанные параметры устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с решениями Правительства РФ.
Более широко и конкретно определены порядок и условия предоставления субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг малообеспеченным категориям граждан с указанием источников их финансирования.
Законом предусматривается совершенствование системы предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Большинство категорий льготополучателей сохраняют установленные им льготы и их размер. Одновременно вводится единый порядок возмещения расходов предприятий жилищно-коммунального комплекса на предоставление указанных льгот, возмещаемых за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке компенсации фактически произведенных затрат. Указанное положение не распространяется на льготы, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в ред. Федерального закона от 02.01.2000 № 40-ФЗ. Источником предоставления указанных льгот являются бюджеты субъектов Российской Федерации.
Очевидно, длительное время сохранится еще бюджетное финансирование определенной части общих текущих капитальных затрат ЖКК. В этой связи необходимо определиться в вопросе, из какого уровня бюджетов и как будут финансироваться эти затраты? Не вызывает сомнения целесообразность возложения таких обязанностей исключительно на местные (муниципальные) бюджеты. Однако важно, чтобы названные расходы не превратились для них в «нефинансируемые мандаты» (расходные полномочия не обеспечены достаточным объемом источников финансирования). То есть передача на местный уровень 100% на финансирование недостающих собственных средств ЖКХ должна сопровождаться соответствующей финансовой поддержкой местных бюджетов из региональных бюджетов. Такая поддержка может быть реализована в двух формах:
|
|
1) включение в расчетную величину трансфертов местным бюджетам на очередной год из бюджетов субъектов РФ суммы затрат на финансирование ЖКХ, исчисленной по нормативам с учетом федеральных и региональных социальных стандартов и особенностей каждого муниципалитета;
2) целевая финансовая помощь (субвенции) из регионального бюджета в размере недостающих муниципалитету средств на финансирование ЖКХ.
Размер жилищной субсидии для всех категорий получателей (наниматели, собственники, члены жилищно-строительных кооперативов) должен зависеть от размера совокупного дохода семьи и рассчитываться как полная компенсация разницы между установленным в данном населенном пункте размером платы для нанимателей жилых помещений по договору социального найма в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.
Предполагается усовершенствовать принцип расчета жилищных субсидий, перейдя к расчету по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой жилищной субсидии от размера совокупного дохода семьи.
При переходе к полной оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг потребителями адресные жилищные субсидии становятся основной формой бюджетных средств, направляемых на обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг.
Определение необходимого объема финансирования будет производиться исходя из расчетов по федеральным стандартам перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, установленным для данного региона на соответствующий год. В качестве получателей средств федерального бюджета (субвенций) на первом этапе реализации подпрограммы будут выступать бюджеты субъектов Российской Федерации, в дальнейшем предполагается изменение механизма доведения средств федерального бюджета до граждан — конечных получателей.
|
|
Конечной целью является создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства, в том числе на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и жилищные субсидии.
Участники расчетов за ЖКУ
В предоставлении жилищно-коммунальных услуг и организации расчетов по ним участвуют следующие виды организаций:
— многоотраслевые предприятия ЖКХ, оказывающие гражданам все виды (или большую их часть) жилищно-коммунальных услуг;
— жилищно-эксплуатационные организации;
— теплоснабжающие организации;
— газоснабжающие организации;
— водоснабжающие организации;
— энергоснабжающие организации;
— управляющие организации, включая муниципальные службы заказчика;
— товарищества собственников жилья;
— расчетно-кассовые центры.
Особенности направления бюджетных ассигнований каждой из указанных организаций связаны с ее ролью (правоспособностью)* в предоставлении гражданам жилищно-коммунальных услуг. Это предопределяет либо условие выделения данной организации бюджетных средств, либо исключение ее из числа организаций-получателей бюджетных средств.
Функционирование в ЖКХ различных субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений дает реальную возможность использования механизмов конкуренции при ценообразовании. Это позволяет оптимизировать тарифы на соответствующие услуги. Заметим, что во многих сферах такая конкуренция в настоящее время затруднена или невозможна (локальные монополии), в связи с чем, важное значение имеет нормативное регулирование тарифов.
Порядок определения тарифов на ЖКУ
Предложения по величине тарифов готовит администрация муниципального образования совместно с руководителями и специалистами соответствующих предприятий, оказывающих услуги. Рассмотрение, согласование и утверждение тарифов проходит по утвержденному органами местного самоуправления Порядку.
Порядок утверждения тарифов определяет:
— состав комиссии по рассмотрению тарифов;
— период действия тарифа;
— типовые формы, представляемые для рассмотрения тарифов;
— порядок и сроки рассмотрения соответствующих документов.
Если при органах местного самоуправления создаются и действуют наблюдательные советы, необходимость в создании самостоятельной тарифной комиссии как дополнительного органа отпадает.
Соответствующие функции по разработке тарифов может исполнять наблюдательный совет.
Общий надзор за законностью формирования и утверждения тарифов должен осуществляться в рамках государственного надзора за местным самоуправлением на уровне субъекта РФ. При этом, надзорные органы не вправе вмешиваться и ограничивать местное самоуправление. Их цель — гарантировать законность принимаемых решений по тарифам.