Учет амортизации основных средств

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, различают износ моральный и физический.

Моральный износ – это частичная утрата основными средствами их первоначальной стоимости за время их эксплуатации под влиянием технического процесса и совершенствования процесса производства.

Физический износ – утрата основными средствами их первоначальной стоимости, технико-эксплуатационных качеств за время.

БУ подлежит только физический износ.

В соответствии с ПБУ № 6 от 2001 года стоимость объекта основных средств погашается путем начисления амортизации.

Амортизация – это включение в затраты производства (в себестоимость продукции) изношенной части основных средств.

Амортизация не начисляется:

  • На жилые фонды;
  • На объекты внешнего благоустройства, объекты лесного хозяйства;
  • На продуктивный скот;
  • На многолетние насаждения;
  • На библиотечные фонды;
  • На объекты основных средств некоммерческих организаций и т.д.

По указанным объектам основных средств начисление износа происходит в конце отчетного периода и учитывается на забалансовом счете. Износ (амортизационное начисление) начисляется с первого числа следующего месяца за месяцем принятие объекта БУ и начисляется до полного погашения стоимости объекта и списание его с БУ.

Прекращение начисления амортизации происходит с первого числа месяца следующего, за месяца полного погашения стоимости объекта. Для начисления износа и в соответствии с ПБУ № 6 от 2001 года производится с учетом следующих факторов:

  • Наличие срока полезного использования (СПИ);
  • Первоначальной стоимости;
  • Способа начисления износа.

Срок полезного использования определяется при поставке объекта на учет, на основании технических условий их эксплуатации; решений государственных органов (нормативный срок полезного использования).

Если отсутствуют данные основания срока полезного использования, то организация самостоятельно устанавливает этот срок.

Начисление амортизации осуществляется следующими способами:

1) прямолинейный (линейный);

2) способ уменьшенного остатка;

3) кумулятивный (списание стоимости по сумме чисел, лет срока полезного использования);

4) способ списанной стоимости по объему выполненных работ.

Применение одного из способов производится в течении одного срока полезного использования.

I Способы начисления износа:

1) Линейный – способ состоит в равномерном начислении амортизации в течении срока полезного использования объекта, при этом способе используют первоначальную и восстановительную стоимость объекта и нормы амортизации. Коэффициент амортизации (норма) исчисляется из срока полезного использования объекта.

Например: приобретен объект стоимостью 20 000руб., срок полезного использования 5 лет.

Срок полезного использования Д01 К08 – 20 000;

Норма износа за год/НС/СПИ - 20 000/5(лет) = 4 000 К02 Д20;

Норма за год/12 месяцев – 4 000/12мес – 333 руб. норма за месяц – К02 Д20.

Кизноса амортизации определяется следующим образом:

Сумма амортизации за год = первоначальная стоимость * коэффициент амортизации;

Сумма амортизации за год = 20 000 * 20% = 4 000.

Норма амортизации за месяц = первоначальная стоимость * коэффициент амортизации за месяц = 20 000 * 1,7% = 340.

2) Способ уменьшенного остатка - данный способ применяется исходя из остаточной стоимости объекта и нормы амортизации начисленной исходя из срока полезного использования.

Коэффициент устанавливается законодательством РФ. Этот метод не позволяет начислять полную амортизацию стоимости объекта в установленный срок.

Например: срок полезного использования 5 лет, первоначальная стоимость 20 000.

Норма амортизации за год 20%

Кэф*ускор = 2

Первоначальная стоимость * на Кза год * Кускор= 20 000 * 20 *2/100% = 8 000руб. (износ);

Для определения амортизации за второй год необходимо рассчитать остаточную стоимость.

Остаточная стоимость – первоначальная стоимость – сумма износа на 1 год.

2 год. Остаточная стоимость = 20 000 – 8000 = 12 000 руб.

Остаточная стоимость умножается Кза год и на Кускор. 12 000 * 40% / 100% = 4 800руб.

12 000 - 4 800 = 7 200 – остаточная стоимость 3 года.

7 200 * 40% / 100% = 2 880 – износ за три года.

Четвертый год: 7 200 – 2 880 = 4 320 руб.

4 320 * 40% / 100% = 1 728 руб.

Пятый год: последний год.

Складываем суммы износа: 8 000 + 4 800 + 2880 + 1728 = 17 408 руб. – сумма начисленного износа.

За последний год сумма износа первоначальной стоимости минус сумму начисленного износа: 20 000 – 17 408 = 2 592 (износ).

3) Кумулятивный (нарастающим итогом) – данный способ применяется исходя из суммы первоначальной стоимости и коэффициента амортизации. Коэффициент амортизации рассчитывается путем сложения чисел лет полезного использования.

Например: первоначальная стоимость - 20 000руб., срок полезного использования – 5 лет.

Кам = 1 год + 2 год + 3 год + 4 год + 5 год = 15.

Кам 1 года = 5/15;

Кам 2 года = 4/15;

Кам 3 года = 3/15;

Кам 4 года = 2/15;

Кам 5 года = 1/15;

Для учета амортизации необходимо первоначальную стоимость * Кам каждого года:

1 год = 20 000 * 5/15 = 6 667;

2 год = 20 000 * 4/15 = 6 333;

3 год = 20 000 * 3/15 = 4 000;

4 год = 20 000 * 2/15 = 2 667;

5 год = 20 000 * 1/15 = 1 333.

4) Способ начисления амортизации в зависимости от объема выпуска продукции – при этом способе ежемесячную сумму амортизации определяют путем умножения процента исчисленного как отношение его первоначальной стоимости к предполагаемому объему выпуска продукции или выполненных работ за срок его полезного использования на показатель фактически выполненного объема продукции или работ за данный отчетный период.

Например: первоначальная стоимость – 24 000 руб.; срок полезного использования – 5 лет. Предполагаемый объем выпуска продукции за весь срок эксплуатации – 120 000 руб.

А) определим процент ежегодного начисления амортизации.

Первоначальная стоимость * 100% / объем = 24 000 * 100% / 12 000 = 20; К = 20.

Первый год фактически выпущено продукции на 20 000 руб. * 0,2 = 4 000 руб.

На второй год – 25 000 руб. * 0,2 = 5 000 руб.

На третий год – 30 000руб. * 0,2 = 6 000 руб.

На четвертый год – 35 000руб. * 0,2 = 7 000 руб.

На пятый год – 10 000 * 0,2 = 2 000 руб.

В течении отчетного периода амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере ½ от годовой суммы. Расчет амортизации оформляют в разработочной таблице №6 при журнально-ордерной форме.

II Бухгалтерский учет амортизации.

Учет амортизации основных средств ведут на счете 02 – амортизация основных средств. Счет пассивный, сальдовый, регулирующий, не балансовый.

Сальдо кредитовое – отражает сумму начисления амортизации всех объектов основных средств и одновременно сумму их возмещения через отчисления.

Оборот по кредиту – сумма начисленной амортизации за отчетный период.

Оборот по дебету – сумма амортизации по выбывшим основным средствам. Сумма амортизации ежемесячно включается в себестоимость продукции.

Себестоимость на счете: 20, 23, 25, 26, 44, 29.

К02 Д 20, 23, 25, 26, 44, 29.

Списание суммы начисленной амортизации при выбытии основных средств отражают проводкой, К01 Д02.

Счет 02 имеет два субсчета. 02-1 – амортизация собственных основных средств; 02-2 – амортизация имущества сданного в аренду (лизинг).

Синтетический учет по счету 02 – амортизация основных средств, в журнале ордере, в ведомости 12, 15, на основании данных разрабатываемой таблицы № 6.

III Порядок начисления амортизации для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом статьи 256 налогового кодекса МКРФ к амортизированному имуществу относятся имущество НМА, которые являются собственностью налогоплательщика и используются для извлечения дохода, стоимость их погашается путем начисления амортизации.

С 1 января 2002 года все амортизированное имущество распределяется по группам в соответствии со сроком полезного использования.

1 группа – срок полезного использования от 1-2 лет включительно;

2 группа – от 2-3 лет;

3группа – от 3-5 лет;

4 группа – от 5-7 лет;

5группа – от 7- 10 лет;

6 группа – от 10-15 лет;

7 группа – от 15-20 лет;

8 группа – от 20-25 лет;

9 группа – от 25-30 лет;

10 группа – свыше 30 лет.

Организация для целей бухгалтерского учета использует указанную классификацию для определения срока полезного использования для тех видов основных средств, которые не указаны в группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендации организации изготовителей.

Статьей 259 НКРФ предусматривается использования двух методов начисления амортизации для целей налогообложения:

1) линейный;

2) нелинейный;

Линейный метод применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам входящих в 8-10 группу. К остальным основным средствам налогоплательщик в праве применять любой из методов начисления амортизации

4. Учет затрат по восстановлению основных средств:

а) Синтетический учет основных средств.

Синтетический учет основных средств осуществляется на счете 01 – основные средства, по первоначальной стоимости. Счет активный, балансовый, инвентарный. Сальдо дебетовое отражает сумму первоначальной стоимость действующих, находящихся в запасе на консервации собственных основных средств предприятия. Обороты по дебету показывают поступление основных средств, оборот по кредиту - выбытие объектов по различным причинам. К счету 01 могут быть открыты два субсчета: 10-1 – собственные основные средства; 10-2 – арендованные основные средства.

Поступление основных средств может осуществляться по следующим причинам:

  • От поставщиков;
  • Создано на самом предприятии;
  • Аренда;
  • Счет вклада в уставный капитал;
  • Безвозмездно.

Все затраты связанные с поступлением основных средств относят на Д08 «Вложение в необоротные активы», счет активный, балансовый. При вводе основных средств в эксплуатацию первоначальная стоимость формируется по Д08.

Д08 – стоимость приобретенных основных средств.

Первоначальная стоимость отражается по К08 в Д01.

Например: поступили основные средства от поставщиков, доставка составила 10 000 руб., строительно-монтажные работы составили 50 000 руб., стоимость оборудования – 200 000 руб. Определить первоначальную стоимость объекта в момент пуска оборудования в эксплуатацию.

1) К60 Д08 – 10 000 руб.

2) К23 Д08 – 50 000 руб.

3) К60 Д08 – 200 000 руб.

Первоначальная стоимость 260 000 руб.

4) К08 Д01 – 260 000 руб.

Д+ К- Д+ К-

       
   


Сн 4) 260 000 4) 260 000

1) 10 000

2) 50 000

3) 200 000

260 000 260 000

Если основные средства создаются на самом предприятии, то запись хозяйственных операций аналогична.

Если основные средства поступают в счет вклада в уставны капитал, то запись будет следующая:

А) 07 08 01

1) Д07 К75 - расчеты с учредителями (по согласованной стоимости);

2) К07 Д08 (по согласованной стоимости);

3) по Д08 – формируется первоначальная стоимость;

4) К08 Д01 – по первоначальной стоимости.

75 – расчеты с учредителями.75-1, активный, балансовый.

Счет 07 – «Оборудование к установке», активный, балансовый. По Д07 – поступление основных средств, по К07 – передача основных средств.

При безвозмездной передаче от других организаций определяется рыночная стоимость объекта, при этом делаю запись:

1) Д08 К98 (рыночная стоимость);

2) Д20 К02 (на весь срок полезного использования);

3) Д98 К91 (доходы от дарения, от безвозмездного получения по рыночной стоимости);

4) Д98 К91 – доходы от дарения, от безвозмездного получения (рыночная стоимость).

НДС уплачивается при приобретении основных средств списывают на уменьшение задолжности бюджету Д08 К19.

Синтетический учет по счету 01 ведут в журнале ордере № 13 на основании актов ОС1 и ОС4.

Учет выбытия основных средств.

Организация списывает с бухгалтерского учета объекты основных средств при их выбытии по разным причинам:

1) при продаже;

2) при передачи по договору смены;

3) списание в случае морального или физического износа;

4) при ликвидации в случаях аварии, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;

5) в счет вклада в уставный капитал.

Для обобщения информации о выбытии основных средств используют счет 91 (Прочие доходы и расходы). Счет 91, активно-пассивный, сальдо не имеет, в балансе не отражается.

  1. Остаточная стоимость отражается Д91-2 К01;
  2. Начисляется сумма НДС Д91-2 К68;
  3. Затраты по выбытию основных средств Д91-2 К70, 69, 68, 60, 50, 51;
  4. Если основные средства продаются, то определяется выручка К91-1 Д50, 51, 52;
  5. Стоимость оприходованных предметов, пр демонтаже основных средств Д10 К91-1;
  6. Финансовой результат, прибыль Д91 К99.

Финансовый результат от продажи на счете 91 определяется путем сравнения оборотов по дебету и кредиту.

А) если Д > К, убыток;

Б) если Д < К, прибыль.

При любой причине выбытия списание объекта с баланса отражается проводками:

1) на сумму начальной амортизации Д02 К01;

2) на сумму остаточной стоимости Д91-2 К01.

При длительном процессе ликвидации бухгалтер может использовать отдельный субсчет 01-5 (выбытие основных средств).

б) Учет затрат по ремонту основных средств.

В связи с тем, что основные средства длительное время используются в технологическом процессе с течение времени они изнашиваются – требуют ремонта.

Ремонт различают:

  • накопительный;
  • текущий;
  • профилактический ремонт.

Капитальный ремонт требует остановки оборудование, сроком от 1 года до 5 лет. При капитальном ремонте заменяются все износившееся детали. Оборудование могут демонтировать, а затем его собирают и модернизируют и т.д.

При текущем ремонте длительной остановки оборудование не требует. При этом ремонте оборудование может простаивать до 6 месяцев.

Профилактический ремонт проходит без остановки оборудования.

Для того, что бы поставить оборудование на ремонт необходимо составить дефектную ведомость (смета). В ней указывают вид ремонта, продолжительность ремонта, дату остановки оборудования, причины ремонта. Необходимых для ремонта материалов, вид монтажных, строительных работ. Кто выполняет эти работы (собственное вспомогательное производство, либо подрядчики – это работники других организаций), Сумму оплаты и т.д.

На основании дефектной ведомости в бухгалтерском учете идет накапливание денежных средств для оплаты ремонта. С этой целью создаются ремонтный фонд. Накопленные суммы отражаются на счете 96 – резерв предстоящих платежей, счет пассивный, балансовый. К – накапливают резерв, Д – оплачивают затраты по ремонту.

Например: Главным механиком составлена смета по ремонту оборудования, на сумму – 1 200 000 руб.

В бухгалтерском учете с этой целью открыт счет 96. В смете указано, что ремонт будет произведен через 10 месяцев. Задача – накопить на ремонт за 10 месяцев.

Д- 96 К+


1 000 000 январь – 120 000

февраль – 120 000

март – 120 000

1 000 000 120 000

Ск 120 000

Расчет:

а) равномерная доля, которая будет заложена в себестоимость продукции,

1 200 000/10 = 120 000, каждый месяц К96 Д20, 25, 26, 29, 44

Ремонт осуществляется собственными силами, поэтому все затраты будут учитываться на счете 23 «Вспомогательное производство», цех ремонтно-строительный.

б) затраты ремонтно-строительного цеха – 23;

Д23 К70 – заработная плата рабочих, выполняющих работы;

Д23 К69 – социальное страхование;

Д23 К10 – материалы для ремонта.

Итого: 1 000 000, К23 Д96.

Общую сумму затрат списывают за счет ремонтного фонда.

Текущий ремонт может выполняться собственными силами. Затраты по ремонту складываются сразу же на счете 23, либо на счете 97 «Расходы будущих периодов», активный, балансовый. По Д – все расходы по осуществленному ремонту, по К – затраты равномерно, ежемесячно списываются на себестоимость продукции.

Например: Выделено на текущий ремонт 200 000 руб., затраты по ремонту составили: собственными силами по счету 23 – 80 000 руб., другие работы были выполнены подрядчиками на сумму 100 000 руб.

А) Затраты ремонтно-строительного цеха складываются по Д23 К70, 69, 50, 51 – 80 000;

Б) К60 Д51 – 100 000;

В) Д23 К60 – 100 000

Г) Все затраты производственные в отчетном периоде будут списаны через счет 97:

180 00/24 = 7 500;

на основании ПБУ все расходы по ремонту списанные через счет 97 – должны быть учтены в течении двух лет, К23 Д97.

Д+ 97 К-

Сн

180 000 январь – 7 500 К97 Д20, 23, 25, 26, 28

февраль - 7 500

март – 7 500

Профилактический ремонт осуществляется без остановки оборудования и собственными силами, поэтому счет используется 23.

Д23 К70, 69, 10

Д+ 23 К-

Сн

Общая сумма Общая сумма

50 000 К23 Д20, 23, 25, 26, 29, 44

50 000


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: