Анализ возможностей и угроз

Компоненты внешней среды предприятия

Внешняя среда предприятия состоит из:

- макросреды (общая среда);

- микросреды (рабочая сила).

Макросреда не связана напрямую с предприятием, но косвенно оказывает влияние на формирование общей атмосферы бизнеса.

Она включает:

- политические факторы – налоговое обложение, законы в отношении импорта – экспорта, стабильность правительства, законы об окружающей среды, законы об увольнении и найме и т.д. здесь интересует действенность правовой системы (её практическая реализация) и приоритеты развития.

- экономические факторы – налоги прямые и косвенные, инфляция, процентная ставка, безработица, уровень заработной платы, экономический рост, инвестиции (структура, объем, источники). Важны не значения показателей, а какие возможности или угрозы они содержат для ведения бизнеса.

- социокультурные – численность и структура населения, стиль жизни, доходы населения, средний возраст потребителей, настроение в обществе, национальные особенности и приоритеты.

- технологические – они влияют на потребительские предпочтения, рынок рабочей силы и изменяются медленно: новые продукты, новые технологии, автоматизация, НТП.

Микросреда включает технических участников рынка, с которыми предприятие имеет прямые отношения, которые непосредственно воздействуют на него.

Она включает:

- клиенты (или потребители в целом);

- конкуренты;

- поставщики;

- рабочая сила;

- посредники;

- контактные аудитории (СМИ, финансы, торговля, маркетинг, государственные экономические структуры, общество потребителей → они влияют на имидж предприятия).

Целью анализа внешних факторов является мониторинг и анализ тенденций и событий, не подконтрольных предприятию, которые могут влиять на потенциальную эффективность его стратегии. Анализ внешних факторовидентификация возможностей и угроз предприятия.

Для этого используются разнообразные методы:

- прогнозирование;

- сценарный анализ;

- имитационное моделирование;

- факторный анализ;

- экспертные методы.

Наиболее известные подходы к анализу внешней среды (ВС):

1. STEP(PEST)-анализ – состоит из анализов и факторов макросреды: это эксперт анализ, эксперты определяют состав основных значимых факторов макросреды, кроме количества характеристик даются качественные.

Для обобщения информации используется следующая таблица:

Предусматривает анализ не только текущего состояния, но и тенденции её развития на основе сценарного прогнозирования (на 5-10 лет).

2. Построение матриц возможностей и угроз. Типичные возможности:выход на новые рынки или сегменты;

1) увеличение разнообразия продуктов;

2) добавление сопутствующих продуктов;

3) вертикальная интеграция (объединения с поставщиками, посредниками);

4) ускорение роста рынка;

5) расширение производственной линии.

Типичные угрозы:

1) появление новых конкурентов;

2) неблагоприятная политика производства;

3) замедление роста рынка;

4) рост продаж продукта заменителя;

5) возрастание силы поставщиков и покупателей;

6) изменение потребностей.

Возможности и угрозы оцениваются с точки зрения вертикальности и степени влияния на предприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: