1. Педагогика - наука о воспитании и обучении, раскрывает цели, сущность, задачи и закономерности воспитания, образования и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности.
2. Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов.
3. Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями.
4. Развитие - необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние. 2. Степень сознательности, просвещённости.
5. Образование - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. Один из показателей социального статуса индивида.
6. Гармония - единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств и явлений.
7. Убеждение - твёрдая уверенность в чём-либо, основанная на определенной идее, мировоззрении. Процесс передачи моральных представлений индивиду или представителям групп путём разъяснения, пропаганды, агитации.
8. Эстетика - (от греческого чувствующий, чувственный)., - наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу специфического проявления ценностного отношения человека к миру (т.е.человек что- то может оценить (почувствовать) как трагедию, а другой может в этом же явлении увидеть смешное) и сферу художественной деятельности человека.
ЛЕКЦИЯ 15. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЬШ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»
Целостный педагогический процесс, как уже было сказано, выполняет три взаимосвязанные функции: обучающую, воспитывающую и развивающую. Рассмотрим воспитание подробно. Оно нередко отождествляется с процессом социализации личности, однако, процесс социального развития человека понятие более широкое, чем воспитание. Социализация отражает влияние различных факторов бытия и плюс воздействие воспитательной работы в семье, школе или детском доме, колонии для преступников или трудовом коллективе, кооперативе и т.п. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности педагогом или коллективом. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом её потребностей, интересов и физиологических возможностей. Цели, характер и содержание воспитания определяются потребностями общества, интересами государства и правящих классов. Цели воспитания следует рассматривать в нескольких аспектах:
а) формирование заинтересованности в постоянном пополнении знаний и умений, выявлению новых способов учебно-познавательной деятельности;
б) формирование мотивации и опыта деятельности т.е. стремление осознать, чем хочу заниматься? И желание трудиться прилежно, доводя дело до конца;
в) формирование культуры и опыта общения с людьми;
г) формирование субъективно-личностных предпочтений, вкусов, духовных запросов и т.п.
На достижение целей воспитания ориентированы методы воспитания, которые можно подразделить на три крупных блока:
1. Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования деятельности.
К первой группе методов относят убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, а так же метод примера. Вторая группа методов включает: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций. В третью группу методов входят: соревнования, поощрения, наказание, создание ситуации успеха.
Содержание воспитания обычно рассматривается в следующих аспектах: воспитание гражданское (в том числе патриотическое), нравственное, физическое; воспитание интереса к познавательной деятельности, трудовое, эстетическое, экологическое; воспитание умения работать в коллективе.
Теперь подробнее рассмотрим обучающую функцию педагогического процесса. Итак, обучение - это общественно - организуемый процесс постоянной передачи, предшествующими поколениями последующим, социально значимого опыта.
Обучение можно рассматривать в двух аспектах: общее образование и профессиональное обучение. В нашей стране общее образование можно получать в школе и в системе дополнительного образования (кружки, студии художественного творчества, самообразование). Профессиональное обучение организовано в средних специальных учреждениях (колледжах, училищах, техникумах) и в высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях). Научно-исследовательской работой занимаются в аспирантуре, докторантуре.
Высшее образование в России в настоящее время имеет достаточно стройную структуру. Все изучаемые предметы разбиты на четыре блока.
1. Гуманитарные науки: философия, история Отечества, психология и педагогика, социология и т.п. всего одиннадцать дисциплин. На них предлагается примерно 25% всего учебного времени.
2. Естественно - научные дисциплины: современная концепция естествознания, математика, информатика и т.д. На эти дисциплины предлагается 15% от всего учебного времени.
3. Общепрофессиональные дисциплины получают примерно 35%-40%.
4. Дисциплины специализации примерно 20%- 25% времени занимает в учебном процессе.
Высшее образование предполагает, что работник с таким дипломом часто становится руководителем, следовательно важно знать методы педагогического воздействия на подчиненных сотрудников. Перечислим некоторые нравственно-психологические качества, которыми должен обладать руководитель.
- Изучать исполнительские и творческие возможности подчиненных, что бы учитывать их при распределении обязанностей.
- Задания и распоряжения необходимо давать в спокойном тоне, сформулировать их чётко, полно и конструктивно. Важно что бы все поняли: что нужно сделать, как это сделать, какой ожидается результат. Сроки исполнения назвать сжатыми, но реальными.
- Непременное условие успеха любого мероприятия — поощрение за успешную работу и высказывание замечаний за упущения и недостатки. Как правило, похвала и замечания оказывают воздействие не только на тех к кому это относится, но и на коллектив.
- Добиться от исполнителей чёткой и слаженной работы поможет авторитет. Но он не обеспечивается автоматически служебным положением. Росту авторитета способствуют терпимость к слабостям людей, не мешающим их работе, чувство самоконтроля и самообладания.
- Основой здоровых взаимоотношений между руководителем и подчиненным является взаимное уважение.
В настоящее время нет устоявшейся классификации методов обучения. Особенно часто классифицируют по источнику получения информации: словесный, наглядный или практический метод обучения. Но можно классифицировать по степени проявления учеником самостоятельности: объяснительно-иллюстративный (репродуктивный); частично-поисковый (частично самостоятельный); проблемный и исследовательский методы являются наиболее самостоятельными и творческими методами получения информации с элементами руководства педагогом.
Вопросы:
1. В чём сущность воспитания и каковы его цели?
2. Какие методы воспитания Вы знаете?
3. Каковы основные подходы к классификации методов обучения?
4. Каковы основные компоненты педагогического процесса?
5. Что представляет собой образование и какова его структура?