Политико-правовой режим.
Формы государственного устройства
Форма государственного устройства – внутреннее строение государства, способ его территориально-политического деления, который обуславливает определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Существуют три основных разновидности форм государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.
Унитарное государство – государство, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, конституция, законодательство и судебная система. Население унитарного государства имеет единое гражданство.
Федерация – это союзное государство, субъекты (части) которого обладают определенным (самоограниченным) государственным суверенитетом. В федеративном государстве существуют как общефедеральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов, земель, кантонов); действует как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов федерации, соответствующее федеральному; граждане субъектов федерации являются одновременно гражданами всей страны (США, Россия, Бразилия, Индия и др.).
Конфедерация – союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых органов власти и управления, единого бюджета, единого гражданства. Для координации совместных действий члены конфедерации создают объединенные органы, которые действуют лишь в строго определенных сферах в зависимости от целей создания конфедерации.
Создание конфедерации основано на добровольном согласии всех ее членов, а выход из конфедерации возможен на основе одностороннего волеизъявления.
Разновидностями конфедерации являются:
- межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;
- содружества – объединения государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга (СНГ);
- сообщества государств – переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем таможенных, визовых и других экономических барьеров.
Политический режим является наиболее динамичной составной частью формы государства. Всякие изменения, происходящие в социально-политической и экономической сферах государства данного типа, прежде всего, отражаются на режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму государственного устройства.
В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти насаждаются и практикуются в государстве, различают несколько видов политических режимов. Большинство авторов предлагают следующую их классификацию: все режимы делятся на демократические и антидемократические. В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на фашистский, тоталитарный и авторитарный.
Демократический режим характеризуется следующими признаками:
- выборнось и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчестность перед избирателями;
- гласность;
- разделение властей;
- отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии;
- наличие свободно формируемых политических партий, отражающих социальнную дифференциацию гражданского общества;
- существование оппозиции;
- налаичие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод;
- господство закона.
Признаками антидемократического режима являютя:
- отсутствие выборов либо формирование органов власти путем псевдовыборов;
- усиление роли исполнительно-распорядительных органов и отсутствие разделения властей;
- отсутствие политического плюрализма, запрещение оппозиционных партий;
- существование единой государственной идеологии;
- отсутствие демократических прав и свобод;
- господство беззакония и террора.
Фашистский режим представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму антидемократического режима. Его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов “низшей” расы. Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких масс населения; непререкаемая власть вождя; абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной; опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.
Тоталитарный режим во многом схож с фашистским. Ему также свойственна социальная демагогия, провозглашающая права, свободы и процветание, сочетающаяся с массовыми репрессиями. В тоталитарном государстве также насаждаюися вождизм, культ личности, господствуют одна идеология и одна партия, происходит сращивание государственного и партийного аппарата. Страна представляет собой казарму с жестким режимом и унифициорованной формой поведения граждан.
Авторитарный режим несколько “мягче” двух предыдущих. Он является как бы промежуточным режимом между демократическим и антидемократическим, переходным от одного к другому. Авторитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего государства. Однако государственная власть не имеет тоталитарного характера и полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. Нет единой обязательной для всех идеологии, одной господствующей партии, отсутствует массовый террор. Авторитарный режим появляется тогда, когда власти намерены приступить к реформам общественного строя и осуществить “революцию сверху” (напремер, переход в Испании от фашизма к демократии, перестройка в СССР происходили в условиях авторитарных режимов).
В соответствии с многочисленной классификацией политические режимы подразделяютя на:
- деспотический, предполагающий практически неограниченную власть правителя и его обожествление;
- тиранический, основанный на власти тирана и безраздельном господстве произвола, насилия, бесправия;
- тоталитарный;
- фашистский;
- авторитарный;
- либерально-демократический, предполагающий осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;
- собственно демократический, провозглашающий и гарантирующий народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.