Модели представления знаний во многом определяются человеческим восприятием модели мира. Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых по-своему преобразует информацию. Данная особенность организации мозга с возрастом и развитием человека усиливается и оказывается столь существенной, что постепенно оба полушария начинают совсем по-разному участвовать во всех психических процессах.
Каждое полушарие мозга получает информацию только от одной половины поля зрения, однако образ строится целостный - обо всем поле. Получая половину картины, каждое полушарие стремится к завершению образа, т. е. достраивает объект, но делает это на свой манер. Правое полушарие, сохраняя целостность образа, усиливает в нем стереотипность за счет упрощения деталей, левое - удерживает отдельные детали, не сохраняя целостности.
Модель мира как представление о себе и мире составляет центральную часть психической жизни человека. Эту модель можно представить в виде взаимодействия нескольких крупных блоков: высших психических функций, структуры ценностей, системы психологической защиты. Построение внутренней модели мира осуществляется в памяти в большей мере по законам доминирующего полушария.
|
|
Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Допуская экстраполяцию и интерполяцию, память раздвигает границы восприятия временных и пространственных характеристик.
Левополушарная память обнаруживает себя как хранилище знаний, выраженных словами, символами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах. Относящаяся к ней семантическая память - это «умственный лексикон» абстрактного знания, хранимый без ссылки на обстоятельства, при которых оно приобретено. Осуществляемое в ней обобщение, с одной стороны, обогащает память за счет введения запоминаемого в рамки определенных категорий, а с другой - обедняет ее за счет сохранения в понятиях только типовых деталей.
Правополушарная память - эпизодическая, данная в контексте, в противоположность левополушарной памяти - классифицированной по различным основаниям и данной вне контекста. Использование первой дает возможность быстро узнавать, а второй - произвольно воспроизводить и экстраполировать свойства объектов, повышая предсказуемость ситуации.
Все сказанное о памяти подводит к выводу, что специфика правого и левого полушарий определяется используемым способом объединения материала. Правополушарная классификация - ситуативная, она опирается на практический опыт человека, а левополушарная - категориальная, основанная на логике и понятийном мышлении.