Движение информационных потоков на уровне личности, социальных групп и социальных общностей

Социальная информация функционирует на, всех уровнях структурной организации общества. На каждом отдельном уровне концентрируются потоки информации, которые приводятся в действие соответствующими механизмами обмена информацией.

Механизмы обмена информацией на уровне отдельного человека концентрируются в коре головного мозга; их действие основано на нейрофизиологических процессах. Они выполняют функции, связанные с получением, транспортировкой, переработкой, хранением, расшифровкой и передачей информации. Все эти процессы осуществляются на свойствах отражения. Отражение, как известно, является всеобщим свойством, оно проявляется во всех сферах действительности /в неживой, живой природе, обществе, в процессах мышления/ и заключается в том, что материальные системы специфически воспроизводят в своей организации те или иные черты, свойства, функции, структуру внешнего взаимодействия. Если сказать упрощённо, то это след о т воздействия одних объектов на другие. Система как бы запоминает внешнее воздействие. Информация связана с выделением изменений внешнего воздействия за некоторое время воспринимающей системой. Но выделить - значит отразить в изменениях своей структуры те внешние изменения. Этот процесс называют моделированием; то есть модель - это структура, в которой отражено изменение физического воздействия во времени и пространстве. Выделение внешних изменений в сознании человека происходит через кодирование исходных изменений, точнее, через последовательную цепь кодов информации. Код - это определенный комплекс изменений в принимающей среде, в котором отражен характер изменений воздействующего объекта; это определенная модель воздействующих изменении.

Механизмы, приводящие в движение информационные потоки, на различных уровнях имеют, по существу, различную природную основу. Это необходимо учитывать при оценке воздействия общественной информации на изменения общественной жизни. Поэтому следует рассмотреть особенности механизмов информационного движения сначала на уровне личности, а затем на уровне надличностных структурных подразделении.

Процесс информационного движения на уровне отдельной личности осуществляется следующим образом. Сведения об окружающем мире человек получает благодаря действию на органы чувств со стороны изменяющихся объектов. Основной информационный поток в чувственных образах проходит через органы зрения и слуха. Если рассматривать информационный поток, идущий через органы зрения /см. рис. 1/, то первичный образ объекта и последовательность его пространственно- временных изменений воспринимается световым потоком. Световой поток кодирует образ объекта с его изменениями.



1-й этаж памяти /образная память/

1.а Чувственная образная информация


Звуковой код

Звуковой знак

Звуковое слово

1.б. Информация в абстрактных формах отражения действительности.

Схемы информационного движения на уровне отдельной личности /личностная информация/


Кодирование осуществляется изменением интенсивности и направления светового потока. Падающий световой поток, частично, поглощается и рассеивается, причем, различные участки поверхности объекта поглощают и рассеивают различные составляющие белого света в различной степени. Этим, отраженный от поверхности объекта, световой поток снимает с него образ и кодирует его в соответствующих изменениях интенсивности лучей. Перемещение объекта, изменение ого формы и др., также приводит к комплексу изменений светового потока, то есть кодируется. Закодированные в световом потоке сведения об объектах, попадая на сетчатку глаза, перекодируется на другую физическую основу. Информационная модель в комплексе изменений светового потока трансформируется в сетчатке глаза в информационную модель комплекса изменении нервных импульсов. Закодированные образы объектов и характер их изменений в комплексе изменений нервных импульсов передаются в кору головного мозга на соответствующие этажи памяти. Российский ученый Р.И. Кругликов представил глубинный уровень механизмов кодирования в памяти человека, выделив субклеточно-молекулярный уровень отражения и уровень энграмм. Субклеточно-молекулярный уровень связан с самосборкой живых структур /макромолекул/. На этой основе осуществляются пластические перестройки в головном мозге, направленные на создание функциональных органов отражения и закрепления его следов в виде следов памяти - энграмм. Уровень -энграмм /функциональных органов отражения/ - это уровень клеток, нейрофизиологических процессов. Индивидуальный опыт кодируется в определенных химических субстратах - нуклеиновых кислотах, белках или особых пептидах. Кодирование осуществляется в ходе обучения, а молекулы кода хранят приобретенную информацию. За счет нейрофизиологических процессов "вычленяются" популяции нейронов, участвующих в формировании энграмм. С помощью анализаторов происходит раскодирование образа и его пространственная проекция. Как показывают опыты психологических, наблюдений, пространственные параметры идеального дли. субъекта элиминированы, лак элиминированы для него и субстратные свойства его нейродинамических кодой. Он их не осознает. Но сами чувственные образы, как и другие психические явления, реально локализованы в мозгу, то есть там же, где локализованы непосредственные носители этих образов. Ощущения, фактически, наряду с интенсивностью и продолжительностью, обладаю такой объективной характеристикой, как пространственная проекция или экстрапроекция – проектирование его в объективные пространственные координаты. У контактных анализаторов /осязательного, температурного, вкусового/ ощущения проецируются на те места поверхности тела, где осуществляется воздействие раздражителей на рецепторы анализаторов, у дискантных же анализаторов /зрительного, слухового, обонятельного/ ощущения проецируются на те места поверхности тела, где находятся сами отражаемые предметы. Информация в чувственных образах фиксируется в механизмах памяти отдельного человека и функционирует на уровне отдельного индивида. Информация в абстрактных образах, кодируется в памяти индивидов, но функционирует на уровне межличностных отношений, с появлением членораздельной речи и языка. Речь, язык возникают в результате коллективной деятельности, как средство общения и передачи информации в форме звуковых сигналов. Функция языка как средства общения всегда находилась в центре внимания исследователей и долго не замечалась другая важная особенность языка. Язык не только средство общения, но, пожалуй, в большей степени он выступает как один из первых элементов механизма общественной памяти. В нем, естественным образом, были заложены основные процессы взаимопревращаемости явлений, составляющих механизм памяти. Он содержит в себе естественные процессы кодировании и передачи информации. Фактически, это результат использования нового средства кодирования информации - в сигналах. Звуковые сигналы, как знаки, обозначения объектов и их свойств, представленные звуковым словом, по своему воздействию на органы чувств аналогичны непосредственному воздействию объектов. Если, например, при зрительном воздействии объекта в сознании возникает его образ /слон, самолет и др./,то при звуковом знаке-слове, /например слове слон, самолет и др./ также возникает в сознании образ объекта, обозначаемого знаком-словом. Но при звуковом знаке-слове возникает, кроме того, такой процесс мысли, который выделяет существенное свойство объекта, обозначаемого знаком. Такой процесс мысли называют понятием, поэтому слово-знак в сознании воспринимается как понятие. И таким образом, звуковой сигнал, как знак-слово, несет информацию об объекте и воспроизводит в мозге человека, как чувственный образ, так и понятие.

С помощью звукового знакового кодирования, в процессе становления общества, происходило формирование членораздельной речи, а на основе ее, с помощью звуковых слов-понятий, развивался язык, как средство отражения действительности в понятиях и суждениях. Речь и язык вывели потоки информационного движения на новый более высокий уровень -коллективный, общностный. Они явились важными компонентами в становлении нового социального явления - общностной памяти. Членораздельная речь и язык оказались существенными связующими компонентами в образовании механизмов общественной памяти. Язык как средство коллективного общения людей, передачи информации от индивида к индивиду и циркуляции потоков информации внутри коллектива, оказывается в тоже время составным элементом общественной памяти. Хранителем коллективной информации является память индивидов. Язык и совокупная память индивидов, фактически, становились первыми элементами групповой, коллективной памяти первобытных людей. На основе этого начинало функционировать групповое, коллективное сознание.

Материальным носителем общностной родоплеменной памяти является нейрофизиологический механизм индивидуальной памяти. Каждый индивид с рождения усваивал язык данного рода или племени, на основе которого формировалось его индивидуальное сознание, индивидуальное мышление. Язык являлся средством приобщения. индивидуального мышления к существующей форме родоплеменного общностного сознания, к усвоение наработанной духовной культуры рода-племени, приобщению к сложившимся общим обычаям, нравам, традициям. Память каждого конкретного существующего индивида являлась, в той или иной мере, элементарной ячейкой функционирующей общностной родоплеменной памяти. Индивидуальная память вмещала в себя не все знания, функционирующие в общностной памяти. Только у взрослых индивидов она приближалась к этому. И только некоторые из них, пожалуй, хранили в своей памяти всю полноту приобретенных знаний. Чаще всего, это могли быть жрецы, вожди, старейшины, умудренные опытом старики - советники. Индивидуальная память как элементарная ячейка общностной памяти хранила в себе знания, опыт, умения, приобретенные предыдущим поколениями, которые передавались непосредственно от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Такой механизм передачи информации от индивидов старших поколений к индивидам младших поколений, от стареющих ячеек общностной памяти к новым, молодым, происходит в общественном сознании на протяжении всей истории развития общества. Информация в нарастающем объеме перемещается во времени от угасающих ячеек общественной памяти к народившимся, развивающимся. Таким способом общественная память сохранила, например, устные народные сказания, устное народное творчество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: