Постановка проблемы человека в истории философии

Список литературы

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.— М.: Владос, 1994.— 336 с.

2. Мартин Дж. Телесвязь и ЭВМ.— М.. 1981.— С.20.

3. Миронов В.Б. Техника и человек: Историко-культурный аспект.— М.: Мол. гвардия. 1988.— 16-238с.

4. Ракитов А.И. Перспективы информационного общества в СССР: проблемы, концепции, социально – экономические трансформации // Информация общественного производства. Тезисы международной конференции.— М.. 1989.

5. Ракитов А.И. Компьютеризация капиталистического общества и социальные перспективы человека // Компьютеризация общества и человеческий фактор.— М., 1988.

6. Урсул А.Д. Становление социальной информатики // Международный форум по информации и документации. 1989. Т. 14.

7. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. 1991, 5.

8. Синельников М.Б., Бакланов И.С. Философия науки и научно-информационной деятельности.— М.: Изд-во Московского открытого социального университета, 2002.

9. Синельников М.Б., Деятельность в свете теории информации // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные и социально-экономические науки».— Вып.4.— Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 1999.

10. Свечников В.П. Способ координации и информационный обмен в обществе // Системно-структурные отношения в обществе как объект социально-философского анализа. Диссерт.— Карачаевск: КЧГПУ. 1996.

Тема: Проблема человека в философии

1.Постановка проблемы человека в истории философии.

2.Сущность и предназначение человека.

3.Роль объективных условий и субъективных факторов в формировании и развитии личности.

В истории философии было много подходов к пониманию человека. Существуют различные взгляды на человека в соответствии с многообразием философских учений, как прошлого, так и настоящего. В сущности, во вех этих идеях решалась извечная тема философских учений – взаимосвязь души и тела, или говоря современным языком, взаимосвязь биологического, социального и психического в человеке.

Античный период, основан на различного рода мифах, в котором чертами человека наделяли неживую природу, небесные тела, животных, неодушевлённые предметы одаривались способностью жить, действовать, чувствовать и умирать. В Древней Греции человек рассматривается как органическая часть природы, космоса. В милецкой и пифагорийской школах не было разрыва между природным и человеческим. У Гераклита человек может жить в соответствии с космическим разумом и космической гармонией, он находится в единстве с противоречивым миром, полным борьбы и гармонии.

Древнегреческие философы определяют человека как существо творческое, созидающее мир собственной деятельностью. По Аристотелю, главное отличие человека от других животных основывается на его способности к интеллектуальной жизни. Протагор высказал знаменитую мысль: «Человек – мера всех вещей». Платон суммирует два сократовских тезиса: «Добродетель – есть знание» и «Познай самого себя». По смыслу первый тезис означает, что добродетельная личность должна выйти за свои собственные пределы, в область всеобщего. По смыслу же второго тезиса необходимо сосредоточиться на самом себе. Человек знающий, что такое добродетель, обязательно будет добрым.

Интересными являются и воззрения Платона о душе. Душа человека существовала до бытия в человеке, и будет существовать после. Подлинная сущность души – разум, в силу чего занебесное бытие и является его подлинной отчизной.

Нравственная позиция Аристотеля по отношению к человеку отлична от Платона. Аристотель видит в природе человека единство душевных и телесных свойств. Душа связана с телом, как форма с материей. Он впервые вывел замечательный тезис, что «Человек – существо политическое». Таким образом, античность открыла человека, отделив его от космоса и всеобщей субстанции.

В эпоху средневековья в понимании человека утвердился религиозно – идеалистический подход. В период господства религии над всей духовной жизнью общества, человек стал пониматься не как мудрец, и тем более не как творец, а как продукт божественного сотворения. Ибо творец и мудрец – это единый бог. По мнению Августина Блаженного человек, если даже обратиться к мудрости, не может стать мудрым, пока живёт, ибо мудрость у бога и человеку не может быть доступна. Фома Аквинский оперировал чувствами, которые дают представление о мире. Христианство рассматривает человека как храм, вместилище богатейших чувств. В философии средневековья заострился вопрос о раздвоенности, разорванности души и тела. Душа человека всецело принадлежит богу, она поселяется в человеке при его рождении, и покидает его при смерти. Душа бессмертна, а тело бренно. В эпоху позднего средневековья, в Европе в XIII – XV веках, на Руси несколько позже, представления о человеке начинают наполняться индивидуальностью. Однако подлинный переворот во взглядах на человека произошёл в эпоху Возрождения (XV – XVIII вв.).

В эпоху Возрождения и особенно в период формирования буржуазного общества в философии утверждается тезис человека как созидательно – преобразовательной силы истории, как субъекта истории. Человек понимается как существо, обладающее способностью к произвольному развитию и свободному формированию своего бытия.

Видным представителем философии Нового времени является Рене Декарт, который представил миру человека разумного, способного изучать окружающий мир. У Бенедикта Спинозы в центре этики стоит «свободный человек», руководствующийся в своей деятельности только разумом и побеждающий свои страсти. Учёных всё больше интересует биологическая основа человека, дальнейшая её эволюция. В модели человека, разработанной французскими мыслителями Д.Дидро, Ж.-Жак Руссо и др. господствовала идея влияния на человека и общество природной среды, прогресса знаний материальной стороны общественного процесса.

Особый интерес представляет видение проблемы человека представителями классической немецкой философии. И.Кант видел свою основную задачу в том, чтоб повести анализ познавательных способностей человека с целью выявления их природы и возможностей. Человек, по его мнению, целостное биологическое существо, принадлежащее миру природы и имеющее три вида задатков – животности, человечности, личности. Кант провозглашал идеи мира, выступая против войны. Г.Гегель рассматривает индивидуальное развитие человека в единстве с развитием всего человеческого рода. Он сформулировал идею о том, что социальная жизнь людей возвышается над индивидуальной жизнью. Таким образом, Гегель вплотную приблизился к пониманию социальной сущности человека, которая в полной мере была раскрыта К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Главное в марксистском понимании человека состоит в том, что человек одновременно есть и продукт общественного развития и творец социальных отношений. К.Маркс в 6 Тезисе о Фейербахе отметил, что сущность человека заключена, в совокупности существующих общественных отношениях. Некоторые считают, что это является определением сущности человека. На самом деле, это только указание на то, в чём заключается сущность. А сама сущность человека определяется существенными, социальными свойствами. К ним относятся: обладание сознанием, способности к мышлению; обладание способностью к трудовой производственной деятельности; обладание способностью к духовной жизни, к политической деятельности, а также к семейно – бытовой жизни. Все эти социальные свойства определяют социальную сущность человека. В 6 тезисе о Фейербахе, Маркс фактически говорит том, что все эти сущностные свойства человека заключены в совокупности общественных отношений, т.е. человек эти сущностные свойства приобретает под влиянием существующих общественных отношений, сложившихся в семье, школе, в производственных коллективах, в ВУзе, а также в различных политических учреждениях и организациях.

Таким образом, формирование представлений о человеке происходило на протяжении всей истории развития философской мысли, что привело к выводу: человек представляет собой единство биологического, социального и психологического, человек субъект исторического процесса, но он же и результат этого исторического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: