Вопрос. Пространство и время как формы существования движущейся материи. Многообразие пространственно – временных форм бытия

Границами и условиями возможностей движения являются «пространство» и «время».

Как это следует понимать?

С одной стороны известен диалектико – материалистический тезис о том, что в окружающем нас мире нет ничего, кроме движущейся материи, и она не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Это означает, что как материя не может существовать вне пространственно – временных отношений, так и пространство и время не могут существовать отдельно, независимо от материального мира. На чем же основана эта связь?

Порой у студентов складывается впечатление, будто пространство и время есть некие внешние формы существования материи. Но это на самом деле не так, ибо пространство и время составляет имманентно содержание и структуру материальных процессов. Забегая вперед скажу, что А. Эйнштейн в своей теории относительности убедительно это показал и доказал. Мы можем говорить о пространстве и времени как внешних формах по отношению друг к другу, да и то относительно.

Что же такое философское понятие пространства и времени?

Всеобщее свойство тел обладать протяженностью, занимать определенное место и особым образом располагаться среди других предметов мира отражает философское понятие пространства (все предметы окружающего мира имеют размеры, длину, ширину, высоту, занимают определенное место: ближе, дальше, правее, левее, выше, ниже).

Пространство - это форма бытия (существования) материи, характеризующая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Следует сказать, что предметы следуют друг за другом в определенном порядке, сменяют друг друга, обладают длительностью, имеют начало и конец своего существования, находятся на разных стадиях развития.

Всеобщее свойство процессов протекать друг за другом в строго определенном порядке, в определенной последовательности, обладать длительностью и развиваться по этапам, стадиям отражает философское понятие времени.

Время – форма бытия (существования) материи, которая выражает длительность ее существования, последовательность смены состояний в развитии материальных систем, их скорость развертывания.

В истории развития философской мысли сложились две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная:

1) Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Они предстают в качестве арены, на которой находятся объекты и развертываются процессы (например, античные философы Демокрит и Эпикур отождествляли пространство с пустотой, а у Ньютона – пространство предстало в виде некого вместилища без стенок, а время предстало в виде пустого потока длительности). Эта концепция обнаруживает себя и в философии идеализма, причем пространство и время рассматривается в качестве продукта, порожденного сознанием (например, у Канта пространство и время есть априорные (доопытные) формы рассудочной деятельности человеческого разума)

2) Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как самостоятельные сущности, а как категории, в которых отражаются особые отношения между предметами и явлениями, и вне их не существуют. Другими словами, сторонники этой концепции полагают, что пространство и время имманентно отражают структурную сущность бытия мира. Эта концепция может быть как материалистической, так и идеалистической. Скажем так, с позиций идеализма она развита в философии Нового времени немецким философом Г. Лейбницом. С позиции материализма эта концепция ярко представлена в диалектико – материалистической философии, представители которой считают пространство и время объективными формами бытия материи, при этом подчеркивается их неразрывная связь с движущейся материей.

Достижения современнойнауки и философии свидетельствуют о предпочтительности реляционного, диалектико-материалистического подхода, в понимании пространства и времени.

На мой взгляд, здесь уместно будет отметить значение теории относительности А. Эйнштейна, который четко показал неразрывную связь пространственно – временного континуума с материальными процессами, происходящими в самом мире.

Какие же философские выводы следуют из созданной теории относительности по этому вопросу?

Специальная теория относительности (1905) указала на то, что:

1) пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения (с увеличением скорости движения пространственные интервалы сокращаются, а временные – растягиваются, т.е. время течет медленнее). В данном случае, речь идет о скоростях, близких к скорости света. Поэтому это противоречит нашим обыденным представлениям (здравому смыслу), которые формировались в опыте относительно малых скоростей;

2) была выявлена и определена глубокая связь между пространством и временем, показано, что в природе существует единое «пространство – время», некий четырехмерный континуум (четырехмерный мир Г. Минковского).

Общая теория относительности (1916) указала на то, что геометрия пространства – времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено расположением тяготеющих масс. Вблизи больших масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени. В сильном поле тяготения наикратчайшим расстоянием между двумя точками будет не прямая, а геодезическая кривая, соответствующая кривизне гравитационных силовых линий. Сумма углов треугольника будет либо больше, либо меньше 180, в зависимости от положительной или отрицательной кривизны пространственно – временной формы.

А. Эйнштейн популярно объяснил суть теории относительности следующим образом:

«Раньше думали, что, если из Вселенной удалить материю, то в ней останется пространство и время. Но если мы представим, что поле удалено, то не останется также пространства и времени, так как они не имеют независимого существования».

Философский смысл теории относительности заключается в том, что она исключила из науки понятие абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени как самостоятельных, не зависимых от материи, форм бытия. Она подтвердила правильность трактовки пространства и времени как объективных форм бытия (существования) движущейся материи. А Эйнштейн создал две теории относительности: специальную и общую. Но он не дошел до создания всеобщей (сугубо философской) теории относительности.

В настоящее время российские и украинские ученые и философы работают над созданием всеобщей теории относительности, которая, как нам представляется, «перевернет» все наши представления о мире, его бытии, о пространственно временном континууме.

И тем не менее, какими основными свойствами обладают пространство и время. И в чем их суть?

Здесь следует выделить их общие свойства, присущие как пространству, так и времени – объективность, всеобщность, бесконечность и безграничность, единство прерывного и непрерывного, неотделимость пространства и времени от движущейся материи и частные свойства, присущие только пространству или только времени.

Частные свойства пространства: 1) трехмерность и протяженность (три измерения у тела и три направления в системе координат); 2) однородность (равноправие всех точек пространства).

Частные свойства времени: 1) одномерность и однонаправленность (время «течет» от прошлого, через настоящее к будущему); 2) необратимость (невозможность возврата к прошлому).

Надо подчеркнуть что многообразие видов материи в нашей метагалактике и ее особенности тесно связаны с такой фундаментальной характеристикой пространства и времени как его размерность «3+1». Австрийский физик П. Эренфест в 20-е годы XX в. доказал, что трехмерность пространства является условием существования устойчивых, связанных систем, состоящих из двух тел. В пространстве более трех измерений такие системы невозможны, в нем не существовало бы замкнутых орбит планет и не могли бы образоваться планетные системы. Впоследствии было доказано, что только в трехмерном пространстве возможно образование электронных оболочек вокруг ядра, существование атомов, молекул, макротел.

Не исключено, что развитие материи порождает, наряду с нашей Метагалактикой, множество различных миров, которые характеризуются другими размерностями пространства и времени. В этих мирах могут принципиально отсутствовать условия для возникновения известных нам форм материи, но, возможно, возникают и неизвестные нашей метагалактике материальные структуры.

Кстати, бесконечность пространства и времени следует понимать не только в количественном, но и в качественном значении. Это значит, что на разных уровнях организации материи существуют качественно различные структуры пространства и времени. И это структурирование не случайно. Известно что, основные сферы материального мира: неживая природа, жизнь, общество, характеризуются специфически пространственно – временными структурами.

Так, в неживой природе существуют особенности пространственно – временных отношений в мега -, макро-, микромире.

В мегамире пространство – время отклоняется от евклидовой геометрии, искривляется. В макромире можно абстрагироваться от искривления пространства – времени; пространство - время в этом случае характеризуется евклидовой геометрией.

В микромире на пространство и время современная физика распространяет квантовые эффекты, единство непрерывного и дискретного. В областях 10-33 сек. 10-43 сек. пространство и время, по видимому, становятся дискретными и дальнейшее их деление на части невозможно.

Пространственно – временные характеристики имеют свою специфику не только на уровнях микро – макро - и мега мира, но и на уровнях живой природы и социальной жизни.

С возникновением жизни на земле возникает особое, биологическое «пространство – время» Его особенностью является ассиметрия «левого» и «правого» в группировках атомов, составляющих молекулы живых организмов, а также неравенство «правого» и «левого» в строении органов, в композиции частей тела сложных организмов (левизна, как правило, превалирует).

Состояние симметрии и ассиметрии обеспечивает активно – приспособительные реакции организмов, разнообразие движений и функций, необходимых для их выживания.

Живая природа имеет специфику во временной организации. В процессе эволюции у растений и животных, как впрочем и у человека, формируются так называемые биологические часы. Они представляют собой периодическое возникновение и затухание активных клеток и отдельных органов, которые обеспечивают приспособление организма к определенному ритмическому чередованию факторов внешней среды, связанному со сменой дня и ночи, времен года и др. В разное время суток внутренние факторы работают с разной интенсивностью. Печень, например, наиболее активна между 2 и 4 часами ночи в очищении организма от всяких ядовитых отходов.

Биологические часы, как правило, обеспечивают готовность организма к функционированию в будущих условиях. Во внутреннем времени внешнее как бы сжимается Живой организм как бы обгоняет время, живет настоящим и будущим одновременно.

Возникновение социального – организованной материи связано с формированием социального пространства и времени.

Социальное пространство – это пространство, в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо. Чтобы понять природу социального пространства, нужно иметь четкое представление о системе общественной жизни, ее структуре и сущности. Эта система включает в себя предметный мир, который создает человек в ходе своей деятельности, самого человека и его отношение к другим людям, а также состояние человеческого сознания, а вернее, его психики, регулирующие его деятельность. Социальное пространство включает в себя отношения материальных вещей к человеку, его социальные связи и те смысловые характеристики, которые формируются в системе общественного сознания.

Как правило, социальное пространство всегда носит конкретно – исторический характер.

Социальное время есть мера изменчивости общественных процессов конкретно исторически возникающих преобразований в жизни людей. Оно «течет» неравномерно, как бы ускоряясь по мере общественного развития. На ранних этапах особо ценится прошлое время (в форме проявления священных и незыблемых традиций).

Идея направленности времени и ориентация на будущее возникла в культуре значительно позже. Будущее становится детерминантом (в смысле сознательного выбора и организации деятельности, направленной на реализацию одной из совокупности возможностей, заложенных в настоящем).

Таким образом, мы видим, что философское понимание мира невозможно без глубокого понимания категории бытия и материи, движения и развития, их основных форм, осуществляющихся, как правило, в рамках определенных пространственно – временных отношений.

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ (продолжение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: