Лекция №1. Изложенный курс лекций по философии представляет собой целостное, концептуально-теоретическое понимание сущности философии как рефлексивно-понятийной формы

Заключение

Изложенный курс лекций по философии представляет собой целостное, концептуально-теоретическое понимание сущности философии как рефлексивно-понятийной формы знания.

В нем отражены основные типы и сущность мировоззрения, раскрыта сущность предметного содержания философии и его отличие от предмета частных наук, обоснованы роль и значимость основных функций философии в системе научного знания.

Кроме того, в курсе подробно изложены сущность и содержание основных проблем философии и специфика их решения представителями различных философских направлений и школ, как в прошлом, так и в настоящем.

В конечном счете, изложенный курс лекций нацеливает студентов на необходимость творческого и диалектического понимания осмысления сущности философского знания, его роли и значимости для будущих выпускников ПГТУ в их профессиональной деятельности, в философско-рефлексивной оценке своей собственной роли в формировании нового, социального пространства Украины.

Литература

1. Афонов А.П. Социализация индивида как субъективно─объективный процесс. ─ Донецк: 2001.

2. Бичко А.К., Бичко І.В., Табачковский В.Г. Історія філософії. ─ К., 2001.

3. Введение в философию: Учебники для ВУЗов: в 2 ч. (под ред. Фролова И.П.). ─ М., 1989.

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. 2-е узд. М., 1997.

5. Релігієзнавство: Підручник (За ред.. В.І. Лубського, В.І. Теремка). ─ К., 2000

6. Калінін Ю.А. Релігієзнавство: Підручник. ─ Київ, 2000.

7. Крылев И.А. История религии: в 2-х т. Т.1, ─ М., 1975; т.2. ─ М., 1976.

8. Історія релігії в Україні: Навч. Посібник (За ред.. А.М. Колодного). ─ Київ, 1999

9. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. Соч. В 2-х т. Т.2. ─ М.,1989

10. Афонов А.П., Коротич Г.В. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по изучению курса «Философия» (для студентов всех форм обучения). ─ Маріуполь, 2007.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

12. Ленин В.И. Полн. собр. соч.

13. Учебно-методическое пособие Введение в философию» (под. ред. Никитина Л.Н.) ─ К.,2008.

14. Тейяр-де-Шарден. Феномен человека. ─ М., 1987.

15. Аристотель. Метафизика. ─ М., 1964.

16. Шептулин А.П. Диалектический материализм. ─ М.,1983.

17. Ортега-и Гассет. Что такое философия? ─ М.,1987.

18. Библер В.С. От накоучении к логике культуры. ─ М., 1991.

19. Мамардашвили М.К. Сознание ─ это пародоксальность, к которой не возможно привикнуть. ─ Вопросы филоофии, 1989, № 7.

20. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. ─ М., 1990.

21. Крымский А.Б. Контуры духовности: новые аспекты иднтификации. ─ Вопросы философии,1992 № 12.

22. Франк С. Духовные основы общества. ─ М., 1992.

23. Фромм Э. Духовная сущность человека. ─ Л. Философские науки, 1990,3 8, 9.

24. Кутырев В.А. Проблемы духовности. ─ «Вопросы философии», 2001 № 8.

25. Шибутани Г. Социальная психология. ─ М., 1969.

26. Синцова Л.К. Понятия «социализация личности» в социально-филочофской литературе. ─ // Сознание и личность. ─ Барнаул, 1986.

27. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. ─ спб., 1997.

28. Ящук Т.И. Диалектика объективного и субъективного в общественном развитии. ─ Киев, 1989.

29. Кон И.С. Социология личности. ─ М., 1976.

30. Основы современной философии. ─ Спб., 1997.

31. Батснин С.С. человек и его истории. ─ Л-д, 1976.

32. Иванов В.П Человеческая деятельность. ─ познание ─ искусство. ─ Киев, 1977.

33. Дюркгейм Э. О развитии общественного труда. Метод социологии. ─ М., 1991.

34. Эрхард Л. Благосостояние для всех. ─ М., 1991.

35. Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика. ─ М., 1984.

36. Конрад Л.И. Запад и Восток. ─ М., 1972.

37. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. ─ М. 1984.

38. Рогозин В.М. Логика научного миропонимания К. Маркса и Ф. Энгельса. ─ Р.н.Д., 2002.

39. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для ВУЗов. ─ М., 2001.

40. Соколов В.В. Средневековая философия. ─ М., 1979.

41. Соколов В.В. Европейская философия ХV- XVII веков: Учебник 2-е изд. ─ М., 1996.

42. Гусев В.І. Західна філософія Нового часу. XVII – XVIII ст.. Підручник. ─ К., 2000.

43. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. ─ М., 1981.

44. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX в. – М. 1989.

45. Горський В.С. Історія української філософії: Підручник. – К., 2004.

46. Кочергин А.М. Методы и формы научного познания. – М., 1985.

47. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – М., 2000.

48. Виндельбинд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. – СПб., 1904

49. Риккерт Г. О понятии философии. Кн.1. – М., 1910

50. Коротіч Г.В. Історія філософії України: Курс лекцій. – Маріуполь, 2002.

51. Философская энциклопедия в 5 томах. – М., 1970.

52. Філософський енциклопедичний словник. – Київ, 2002.

53. Новая философская энциклопедия в 4 т. – М., 2004.

54. Новейший философский словарь. – Минск, 2003.

В качестве дополнительной литературы рекомендуются статьи из периодических изданий последних лет: «Вопросы философии», «Фiлософська думка», «Вестник Московского университета», Серия «Философия».

Онтология – философское учение о бытие.

1. Понятие «бытие».

2. Понятие «материя». Уровни организации материи.

3. Понятия «пространство» и «время».

4. Движение, его сущность и характеристика.

1. Онтология – особое философское учение о бытии как таковом, вне и независимо от всякого рода логико-гносеологических и методологических вопросов. Онтология особая область философского знания, в которой рассматривается широкий круг вопросов проблем бытия и небытия, существования и не существования. Онтология – учение о бытии, сущем.

Одной из основных философских категорий, используемых при осмыслении мира, является категория «бытие». Данная категория отражает уверенность каждого индивида в реальности существования окружающей действительности и человека. Анализ категории «бытие», констатация самого бытия – исходный пункт для начала освоения окружающей действительности.

Категория «бытие» становится самостоятельной только в 4 в до н.э. в философии Парменида и Гераклита. «Бытие как чистая мысль – начало онтологии». Первым об этом говорил Парменид. Для Парменида бытие – то, что действительно есть, что является подлинным миром.

Категория «бытие» тождественна, однопорядкова с категориями «действительность», «реальность», «существование». Однако понятие «бытие» - интегральная характеристика мира, которая утверждает целостность мира через его существование.

При анализе категории «бытие» исходим из различия вещей, предметов, процессов. Основной характеристикой понятия «бытие» является категория существование, что задает миру исходную целостность. Т.о. основным вопросом является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

Бытие по способу существования разделяется на 2 мира, 2 реальности: мир физических состояний, материальный, природный мир; мир психических состояний, мир сознания (внутренний мир человека). 2 мира характеризуют понятие «бытие», однако способы их существования различны. Физический мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир существует субъективно. Понятие бытие становится содержательным в контексте других категорий философии.

Категория «бытие» выражает основную сущностную характеристику любого предмета, явления, т.е. их способность быть. Бытие можно определить как всеобщую, универсальную способность существовать, которой обладает любая реальность.

Бытие и небытие. Характеристикой бытие обладает что-то, о чем можно говорить как о сущем, существующем. Понятие «небытие» отождествляется с понятием «ничто». Небытие отрицает бытие. Между бытием и небытием существует диалектическая взаимосвязь.

2. Важным философским понятием является понятие «материя». Данное понятие не дано человеку изначально, а выступает как результат самостоятельного мироосмысления. Важным аспектом в формировании понятия «материя» является жизненный опыт индивида, чувчтва, переживания и т.д. Понятие «материя» формируется на основе внутриличностного осмысления мира.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Понятие «материя» прошло несколько этапов развития:

1) Наглядно-чувственное представление о материи. В основе мира полагались те или иные природные стихии (философские учения древних греков Фалеса, Анаксимена и т.д.).

2) Вещественно-субстратное представление о материи. Материя отождествлялась с веществом, атомами, с комплексом их свойств и т.д.

3) Философско-гносеологическое представление о материи.

4) Философское субстанционально-аксиологическое представление о материи (материя предстает в системе многих атрибутов).

Уровни организации материи:

элементарные частицы

неживая все виды полей

 
 


физический вакуум

МАТЕРИЯ

биологическая

живая

социальная

Также существует подход к определению уровней организации материи, при котором выделяют 3 уровня: живая, неживая и социальная.

Материю можно рассматривать как субстанцию. В трактовке понятия «материя» как субстанции разделяются монистические и плюралистические концепции. Концепции, которые объясняют единство мира из одной субстанции называются монистическими. В зависимости от того, что берется за первосубстанцию выделяют материалистический (первосубстанция - материя) и идеалистический (первосубстанция - сознание) монизм.

Концепции дуализма принимают за основу утверждение о том, что в основе мироздания лежат 2 субстанции – материальная и духовная.

3. Пространство и время – формы бытия материи.

Пространство – это единство многообразных, разнородных материальных объектов, форма существования движущейся материи. Пространство характеризует структурную организацию материального мира, протяженность объектов, их взаимные границы, место, занимаемое среди других объектов. Через понятие пространство обозначается дискретность (прерывистость) мира.

Однако мир обладает и характеристикой непрерывности, которая выражается через понятие «время». Время – форма существования движущейся материи, в которой представлена преемственная последовательность объектов и явлений в их взаимодействии и изменении, их возникновении и уничтожении. Время характеризует длительность протекания процессов изменения, их скорость и т.д. Категория «время» характеризует континуальность (непрерывность) взаимодействия объектов.

Пространство имеет 3 измерения. Время одномерно, однонаправлено, необратимо.

4. Движение – атрибут материи. Движение понимается как изменение вообще, т.е. любое изменение (качественное или количественное). Движение – неотъемлемое свойство материи. Изменения бывают скрытые и явные. Скрытые изменения не могут быть зафиксированы простым наблюдением, т.к. не сопровождаются изменениями внешних качественных характеристик предметов, вещей и явлений. Т.е. скрытый тип движения сохраняет качество предмета неизменным для внешнего наблюдения.

Второй тип движения сопровождается явными изменениями. Т.е. явный тип движения сопровождается качественными изменениями предметов, фиксируемыми на уровне наблюдений.

Выделяют пять форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Движение – объясняет саморазвитие, самоизменение единого материального мира и существование его во многообразии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: