Процедуры налогового контроля при проведении выездной проверки

Общий срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

1. Истребование документов. Обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы служит обеспечению исполнения каждым конституционной обязанности по уплате налогов, согласуется с принципом равенства всех перед законом и не может рассматриваться как необоснованная либо ухудшающая положение налогоплательщиков (Определения Конституционного Суда РФ от 19.02.1996 № 5-О и от 05.07.2005 № 301-О).

Налогоплательщики обязаны представлять соответствующие документы только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ. Такой случай прямо предусмотрен п. 12 ст. 89 НК РФ, где указано, что налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика. Однако если выездная налоговая проверка проводится в помещении налогового органа, то налогоплательщик должен предоставить подлинники для ознакомления в налоговый орган.

Помимо ознакомления с документами непосредственно в ходе осуществления проверочных мероприятий сотрудники налогового органа могут отдельно истребовать те или иные документы (ст. 93 НК РФ).

Из положений ст.ст. 23, 24 и п. 12 ст. 89 НК РФ следует, что проверяемое лицо должно представить те документы, которые связаны с исчислением и уплатой тех налогов и за те периоды, которые являются предметом проверки (Постановление ФАС МО от 13.03.2006 № КА-А40/1386-06).

Истребование документов в ходе выездной налоговой проверки осуществляется посредством вручения проверяемому лицу либо его представителю требования о представлении документов. Форма Требования о представлении документов (информации) установлена приказом Федеральной налоговой службы от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@.

Требование о представлении документов должно быть действительно получено проверяемым лицом. Требование вручается либо под роспись либо направляется заказным письмом. Наличие у налогового органа квитанции об отправки заказного письма еще не является доказательством того, что налогоплательщик получил требование, т.к. он может выбыть с прежнего адреса либо по иным причинам заказное письмо может быть не доставлено (Постановление ФАС ВВО от 05.04.2006 № А82-10303/2005-29).

Требование о представлении документов должно быть вручено надлежащему лицу - самому проверяемому либо его представителю. Если требование было вручено лицу, которое не являлось ни законным, ни уполномоченным представителю (например, просто работнику, не уполномоченному на принятие документов от имени проверяемого лица), то проверяемое лицо не может быть привлечено к ответственности за непредставление документов, поскольку оно не считается получившим требование.

Правом истребования документов у налогоплательщика налоговый орган может воспользоваться только в рамках налоговой проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: