План производства продукции
План производства продукции разрабатывается только теми предприятиями, которые в своём инвестиционном проекте предусматривают производство товаров. Он состоит из следующих расчётов:
1) баланс производственных мощностей (его составление нами рассмотрено в разделе «Основные фонды предприятия»;про
2) производственная программа предприятия.
Производственная программа предприятия содержит натуральные и стоимостные показатели объёма производства продукции. К натуральным показателям относят: номенклатуру и ассортимент. Номенклатурапродукции – это перечень изделий, планируемых к изготовлению. Ассортимент – соотношение удельных весов отдельных видов изделий в общем объёме производства продукции. К стоимостным показателям объёма производства относятся: товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция.
Товарная продукция – это продукция, подлежащая реализации на сторону. Она включает:
- стоимость готовой продукции;
|
|
- стоимость полуфабрикатов собственной выработки;
- стоимость продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенная для реализации на сторону;
- стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону.
Валовая продукция – это стоимость всей промышленной продукции, независимо от степени её готовности. Она включает в себя: товарную продукцию и изменение остатков незавершённого производства на начало и конец планируемого периода:
Вп = Тп – Нн + Нк,
где Тп – товарная продукция, Нн и Нк – остатки незавершённого производства на начало и конец планового периода.
Реализованная продукция – это стоимость готовой продукции (выполненных работ), отгруженной покупателю, в оплату которой полностью поступили средства на расчётный счёт предприятия. Реализованная продукция равна остаткам нереализованной продукции на начало года + товарная продукция – остатки нереализованной продукции на конец года.
Остатки нереализованной продукции на начало года включают:
- товары, срок оплаты которых не наступил;
- товары, не оплаченные в срок;
- товары на складе.
Остатки нереализованной продукции на конец года включают:
- товары, срок оплаты которых не наступил в результате пробега документов.
Объём производства продукции в стоимостном выражении планируется по одному из рассмотренных нами показателей.
Финансовый план просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции с учётом налоговых условий и включает в себя следующие самостоятельные разделы:
- план по себестоимости.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию. Затраты, образующие себестоимость продукции группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам;
|
|
- план по прибыли.
Различают несколько видов расчётной прибыли: валовая, балансовая, налогооблагаемая прибыль;
- прогноз объёма реализации
Данный прогноз строится на основе прогнозирования размеров продаж (по меньшей мере, на 3 года);
- баланс активов и пассивов.
Данный раздел как оценочный и аналитический документ особенно важен для инвесторов и кредиторов;
- баланс денежных расходов и поступлений.
Раздел позволяет определить общую сумму необходимых для реализации денежных средств, с разбивкой их по конкретным этапам реализации проекта;
- расчёт условий безубыточности.
Под точкой безубыточности (под критической) понимается та точка объёмов производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть где нет ни прибыли, ни убытков. Для её вычисления используют три метода:
· метод уравнений;
· маржинальной прибыли;
· графического изображения.
Рассмотрим один из них как наиболее распространённый. Это - метод уравнений. В качестве исходного уравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли: выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль. Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объёма производства будем иметь:
Qкрит.*P – Qкрит.*VC - FC =0.
Исходя из этого уравнения:
Qкрит. = FC/P-VC,
где Qкрит – объём производства продукции в критической точке (количество единиц), FC – постоянные расходы, Р – цена единицы продукции, VC – удельные переменные затраты на единицу продукции.
Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.