Этап - Главные направления современной ЭТ

Этап - Маржинализм и неоклассическое направление экономической мысли.

В 70-е годы XIX в. внимание исследователей привлекает поведение потребителя/покупателя, выбор им товаров, формирование его спроса. Возникают вопросы: каковы мотивы потребителя, побуждающие его купить именно этот товар? почему он приобретает товар именно в таком количественном соотношении с другими товарами? в чем проявляется полезность товара?

Попытка ответить на эти вопросы породила теорию предельной полезности (marginal utility) или маржинализм.

Основоположники:

Уильям Стенли Джевонс, "Теория политической экономии«, 1871 г.,

Карл Менгер, "Основания политической экономии«, 1871 г.,

Леон Вальрас, "Элементы чистой политической экономии«, 1874 г.

Особенности маржинализма:

• субъективно-психологический подход к исследованию - основой всех экон. процессов и явлений считают отношение хозяйствующего субъекта к вещи. При этом считается, что экон. информация доступна каждому, а люди ведут себя рационально, стремясь максимизировать выгоду;

• отказ от математических методов исследования экономики. Допускалось, что экон. субъект может ошибиться в выборе, а это делает невозможным строгий математический расчет его поведения.

В конце XIX в. наступила вторая волна маржинализма - неоклассическая теория или «экономикс». Основоположник - Альфред Маршалл (1942-1924), «Основы экономической науки» («Principles of Economics», 1890). Рассматривал цену как «несущую ось» всей экономики и предложил ставшую широко известной модель взаимного влияния цены, спроса и предложения.

Неоклассическая теория пересмотрела представления о сущности экономических процессов:

• классическая политэкономия полагала, что стоимость товаров определяется трудом, прошлыми затратами, а неоклассическая – полезностью;

• классики исследовали сферу производства в масштабах всего общества, а неоклассики - сферу потребления на микроуровне.

Спустя 150 лет ЭН отказалась от рациональности и предельной полезности как принципов экономического поведения.

ХХ век, институциональное направление. Основоположник - Торстейн Веблен (1857-1929), "Теория праздного класса", 1899.

Предложил расширить область исследования ЭТ за счет экономически значимых аспектов социологии, права, антропологии, психологии, философии истории, теории социальной эволюции, демографии и др. общественных наук.

Представители институционализма добавили в ЭН два понятия:

1) "институции" -, обычаи, традиции, нормы поведения и т.д.,

2) соответствующие им "институты" - формы реализации институций, например, семья, государство, фирма, законы.

Институциональные факторы они считают приоритетными по сравнению с экономическими.

В конце ХХ в. институционализм вышел на качественно новый этап эволюции, т.е. возник неоинституционализм.

Неоинституционалисты - Р. Коуз (1910), Д. Норт (1920) и др.:

• уточнили структуру издержек, добавив информационные,

• ввели понятие трансакционных издержек (затраты на осуществление сделки),

• выдвинули в качестве ключевого элемента экономики права собственности и их защиту,

• поставили вопрос о границах эффективности рынка и государства,

• разработали новые подходы к пониманию фирмы как экономической организации.

Монетаризм - направление неоклассики. Основатель - Милтон Фридмен (1912-2006). Коллективная работа - «Учение о количественной теории денег», 1956 г. Девиз монетаризма - «деньги имеют значение».

Спрос на деньги, несмотря на воздействие множества факторов, устойчив, и в целом его объем возрастает теми же темпами, что и объем выпуска продукции. Предложение денег зависит от политики банков и правительства, и это дестабилизирует экономику.

Фридмен в 1953 г. предложил ввести плавающие обменные курсы.

В 2002 г. Нобелевскую премию по экономике дали Дэниелу Канеману и Вернону Смиту за исследования, совместившие психологические взгляды на поведение людей и ЭТ.

Возникает «поведенческая экономика», основанная на бихевиористском подходе, учитывающем психологические аспекты поведения потребителей, их мотивации и др. психологических факторов.

Традиционная ЭТ считает, что «Homo economicus» рационален, а Канеман показал, что субъекты рынка часто принимают нерациональные и невыгодные им решения под влиянием своих трудно объяснимых причуд.

«Теория человеческого капитала» (Human Capital), предложила считать материализованные в человеке знания главной формой общественного богатства.

Основоположники: Теодор Шульц (1902-1998) «Теория человеческого капитала», 1963 г., Гэри Беккер (1930) «Человеческий капитал», 1990 г. Показали, что чел. капитал, как и физический - благо длительного пользования, требующее расходов на содержание и претерпевающее физический и моральный износ.

Чел. капитал — единственный фактор производства, обладающий способностью производить стоимость, а все остальные – деньги, сырье, оборудование, энергия – без затрат труда ничего не создают. Лишь работник, используя свой чел. капитал, может заставить их работать.

Благодаря теории чел. капитала, инвестиции в человека стали рассматриваться как такой же источник экон. роста, как и прочие капитальные вложения.

На информационной стадии развития экономики, когда свыше половины ВВП создается в информационном секторе, очевидно, что люди, обладающие знаниями – её главная движущая сила.

Биржевой рынок признал стоимость чел. капитала –человеческого знания как левередж (leverage) = отношение стоимости чел. капитала компании к ее собственным средствам, что проявляется в росте стоимости акций высокотехнологичных компаний, многократно превосходящей их балансовую стоимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: