Современные проблемы развития организационных структур управления регионом

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

На взаимодействие элементов организационной структуры влияют цели и задачи участников, сложность и динамизм внеш­них факторов, технологические и территориальные характери­стики их производственной структуры, внутрипроизводственные связи и т.д. Эффективна та организационная структура, которая успешно реализует поставленные перед ней цели. С этой пози­ции организационные структуры могут быть прогрессивными или регрессивными.

Множество типов организационных структур обусловлено разнообразием критериев их классификации. Среди них можно выделить общие, особенные и частные.

К общим критериям относятся специфика воспроизводства, формы обобществления и масштабы производства, к особенным — формы собственности, принципы организации управления, харак­тер связей, к частным — формы организации производства и управления.

По признаку воспроизводственного цикла различаются экстен­сивные и интенсивные организационные структуры; по формам связи — горизонтальные (смешанного типа) и вертикальные (стратифицированные); по формам собственности государственные (административные), кооперативные, смешанные, частные; по принципам организации производства и управления отраслевые (межотраслевые), территориальные, программно-целевые и производственные; по сферам деятельности государственные, общественные, коммерческие; по методам хозяйствования государственные, корпоративные, частные; по уровням управления федеральные, региональные, муниципальные; по формам организации производства высокоспециализированные, малые, крупные предприятия; по формам организации управления концерны, тресты, ассоциации.

Количество и качество организационных структур имеют тенденцию к динамическому изменению. Это происходит в результате сочетания различных объективных и иных обстоятельств, и также качественных изменений в обществе благодаря радикальной реформе в организационных структурах управления на всех уровнях развития рыночных отношений.

Многообразие критериев формирования организационных структур не дает оснований для их противопоставления, важно, чтобы они удовлетворяли общему критерию эффективности ― давали высокий социальный результат. Мобильность организа­ционных структур, их адаптивность к месту и времени, разнооб­разие форм их организации возможно и целесообразно регла­ментировать с учетом исторических особенностей развития го­сударственного, коммерческого и общественного управления.

Организационные структуры призваны быть гибкими, созда­ваемыми под определенные цели и перестраиваемыми по мере возникновения новых задач. Соответственно предусматриваются нормативные правила не только создания, функционирования организационных структур, но и расформирования организации.

При формировании организационных структур управления необходимо тщательно продумать соотношение единоначалия коллегиальности. Их умелое сочетание не исключает, однако, использования принципа прямой подчиненности. В организационной структуре управления каждый исполнитель должен иметь только одного непосредственного руководителя. Когда практикуют двойное подчинение или вышестоящий руководитель передав свои решения работникам, минуя их непосредственного начальника, то тем самым подрывается уважение к последнему, создается обстановка необязательности и возникает стремление уйти ответственности.

В связи с перераспределением функций между центром и субъектами Федерации в органах управления последних неиз­бежны глубокие структурные преобразования, создание новых управленческих органов, учитывающих особенности восприятия региональных организационных отношений. Они укладываются в следующие функциональные направления:

• поддержание производства на еще жизнеспособных дейст­вующих предприятиях для сохранения на региональном рынке приемлемого уровня предложения потребительских товаров, занятости, сдерживания роста социальной напря­женности и предотвращения конфликтов;

• обеспечение регулируемого свертывания экономически бесперспективных производств и оказание необходимой се­лективной помощи приоритетным (с точки зрения регио­на) направлениям развития и предприятиям;

• организация работы по санации предприятий, исходя из концептуальных позиций структурной и инвестиционной деятельности региона;

• организация рациональных хозяйственных связей пред­приятий региона в интересах последнего путем возможной интеграции усилий предприятий различных территориаль­ных образований (как внутри России, так и за рубежом);

• обеспечение устойчивости функционирования основных систем жизнеобеспечения и предотвращение разрушения ключевых элементов производственной системы субъекта Федерации;

• недопущение технологических и экологических катастроф, в том числе за счет вливания минимума поддерживающих инвестиций;

• изменение рыночной структуры путем поддержки предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, соз­дающего новые рабочие места, увеличивающего предложе­ние товаров и услуг на местном рынке, снижающего роль отраслевых монополий;

• поиск потенциальных инвесторов, организация получения и эффективного использования иностранных кредитов (осо­бенно в сфере рекреационного бизнеса, туризма), создание благоприятного климата для прямых иностранных инвести­ций, в первую очередь в сферу материального производства;

• формирование региональной системы институциональных инвесторов, внебюджетных источников, способных аккумули­ровать накопления и эффективно обращать их в инвестиции;

• активное продвижение на зарубежные рынки товаров ме­стных экспортеров во взаимодействии с централизованны­ми экспортными программами Федерации;

• создание налоговой системы, учитывающей ее трехуровне­вую организацию.

При возрастающем значении региональных организационных форм и функций управления в субъектах Федерации и их регио­нальных центрах необходимо обновлять структуру органов управ­ления в соответствии с происходящими изменениями. Это каса­ется всей системы органов управления, занимающейся регио­нальной политикой. Очевидно, что аппарат Президента РФ яв­ляется центром этой работы. В то же время необходимо иметь специальный исполнительный аппарат в Правительстве РФ, ко­торый может и должен систематически осуществлять региональ­ную политику. Таким органом в настоящее время является Ми­нистерство по делам национальностей и федеративных отноше­ний. Его эффективность может быть повышена, если главной целью деятельности министерства будет не спонтанное «туше­ние» национальных и территориальных конфликтов, а стратегическая работа по налаживанию федеративных основ взаимодействия Федерации, ее субъектов и местного самоуправления (как по вертикали, так и по горизонтали).

Иначе говоря, в России для обеспечения действенности конституционных принципов управления (по вертикали и горизон­тали) нужна система органов представительной и исполнитель­ной властей: от президентской до муниципальной, при которой верховенство федерального законодательства должно найти отра­жение в уставах и положениях о республиканских, краевых и областных структурах власти, а также в законодательных актах органов самоуправления (муниципалитетов) на местах. При этом нужно руководствоваться комплексным подходом к решению всех экономических проблем на различных уровнях управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: