Политика сдерживания инфляции в регионах осуществляется за счет регулирования цен на те виды продукции и услуг, которые определены правовыми актами по ценообразованию Правительства Российской Федерации, а также повышения насыщенности продукцией товарных рынков региона.
Важным рычагом финансового регулирования является ценообразование. Ценообразование заключается в установлении цен (тарифов) на продукцию, работы, услуги подведомственных предприятий и организаций, а также в участии в принятии федеральных решений на ограниченный круг товаров (работ), реализуемых на территории регионов.
Субъекты федерации своими нормативными актами устанавливают тарифы на продукцию (работы, услуги), производимую региональными государственными предприятиями и организациями. В частности, региональными нормативными актами утверждаются тарифы на услуги автомобильного транспорта, тарифы на перевозки пассажиров в пригородном сообщении, пределы цен на отдельные виды товаров и услуг.
|
|
Порядок и принципы ценообразования могут регулироваться специальным региональным законом.
Органы власти могут самостоятельно устанавливать принципы формирования цены на услуги, предоставляемые предприятиями, принадлежащими субъекту Федерации. Наиболее распространен подход, согласно которому цена услуги равна себестоимости оказания, при этом для отдельных видов услуг в цену закладывается определенная норма прибыли. В целях увеличения доходов регионального бюджета или для ограничения потребления в цену услуг может закладываться повышенная норма прибыли.
Тарифы должны быть достаточно гибкими, чтобы органы власти могли оперативно путем изменения ставок корректировать проводимую политику. В интересах социально-экономической политики тарифы могут быть дифференцированы по группам потребителей: промышленность, организации социальной сферы, население с различным уровнем дохода.
По отношению к отдельным группам потребителей в целях стимулирования определенных видов экономической деятельности или в целях социальной поддержки могут вводиться пониженные тарифы. Оказание услуг по льготным тарифам может финансироваться либо за счет средств регионального бюджета, либо за счет повышенных тарифов для определенных категорий плательщиков.
Для эффективного ведения хозяйства региона вся существующая и приобретаемая собственность должна подлежать жесткому учету и включаться в единый реестр собственности региона.
Ведение реестра региональной собственности целесообразно поручить единой службе. Сведения о движении имущества должны регулярно обновляться путем направления соответствующих учетных форм должностными лицами службе, ведущей реестр. Реестр региональной собственности должен ежегодно предоставляться представительному органу для учета при составлении бюджета. Население должно иметь право свободно ознакомиться с реестром.
|
|
Главное требование в отношении продажи или сдачи в аренду региональной собственности состоит в том, что эти процедуры должны соответствовать рыночным условиям (обеспечение рыночной продажной цены, арендной платы).
Важным инструментом экономического развития региона являются государственные региональные предприятия и иная собственность, принадлежащая субъекту Федерации. Размер государственной собственности региона должен быть необходимым и достаточным для осуществления органами власти функций и полномочий, закрепленных действующим законодательством.
Важным инструментом управления социально-экономической сферой региона являются банки. С точки зрения экономической целесообразности обслуживание в одном или нескольких коммерческих банков на правах клиента для субъекта Федерации невыгодно. Бюджетные средства региона, концентрируясь на счетах коммерческого банка, будут способствовать только получению дополнительных доходов собственниками банка.
Оптимальным для региона можно считать владение контрольным пакетом крупного регионального банка. В таком случае субъект Федерации сможет сконцентрировать на счетах банка значительный объем денежных средств. Данные средства можно будет использовать так, как это будет являться целесообразным с точки зрения социально-экономической политики (получение дополнительной прибыли, кредитование стратегически важных инвестиционных проектов в регионе и т.п.). Средства региона, находящиеся в таком банке, будут находиться под контролем соответствующих органов власти, что снижает риск неплатежа. В качестве положительного примера использования таких банков можно привести опыт Банка Москвы и Башкредитбанка, осуществляющего функции регионального банка для Республики Башкортостан.