Система директ-костинг как основа для принятия управленческих решений. Удельная маржинальная прибыль (доход)

Удельная маржинальная прибыль (доход)

Маржинальная прибыль (доход)

Маржинальный доход и методы списания постоянных расходов

Общие затраты производства, которые делятся на постоянные (ПОСТЗ) и переменные затраты (ПЕРЗ), можно представить в виде равенства:

ЗАТ = ПЕРЗ + ПОСТЗ или ЗАТ= Р1 х К + ПОСТЗ

где Р1 — переменные затраты на единицу изделия, К — объем про­изводства.

Выручка от реализации определяется отношением: В = Цх К,

где Ц — цена единицы изделия.

Тогда связь между прибылью, выручкой, постоянными и пере­менными затратами характеризуется соотношением: ПРП = В - ПЕРЗ - ПОСТЗ или ПРП = В – Р1 х К - ПОСТЗ.

Где ПРП-прибыль

Оценим влияние выручки и затрат на прибыль исходя из предпо­ложения, что прибыль предприятия должна быть неотрицательной, т.е. ПРП > 0.

Пусть прибыль предприятия равна нулю: ПРП = 0.

В этом случае выручка предприятия равна затратам, т.е. пред­приятие имеет нулевую прибыль:

ПРБ = 0, В = ЗАТ.

Рассмотрим основные показатели, характеризующие такую си­туацию.

Разность между выручкой от продаж и переменными затратами называется маржинальной прибылью (МПР). Это та часть выручки от реализации продукции, которая остается на покрытие постоян­ных затрат и образование прибыли:

МПР = В - ПЕРЗ, МПР = ПОСТЗ + ПРП. Где ПРП-прибыль

Маржинальная прибыль на фактический объем производства определяется по формуле:

МПРП = Кфакт х (Ц - ПЕР).

Разность между ценой единицы продукции и переменными за­тратами на ее- производство называется маржинальной прибылью или доходом на единицу продукции (или удельной маржинальной прибылью) (МПР1= Ц-Р1).

Постоянные расходы возникают в процессе функционирования предприятия и не могут быть прямо отнесены на конкретный объект учета затрат. Это затраты на содержание аппарата управ­ления, затраты на обслуживание офисов, средств связи, расхо­ды на контроль, арендная плата, пошлины, затраты на содержа­ние и эксплуатацию оборудования, амортизация, расходы на освещение и отопление при производстве продукта. Они носят комплексный характер, в составе таких расходов отражаются все экономичес­кие элементы затрат.

При выпуске не­скольких видов продукции их невозможно отнести на себестои­мость какого-либо продукта. Они должны распределяться между подразделениями, внутри подразделений между видами продук­ции. Это необходимо для правильной оценки запасов организа­ции, распределения между себестоимостью реализованной про­дукции и запасов.

Метод прямого распределения затрат. Применяется в тех слу­чаях, когда непроизводственные центры ответственности не оказывают друг другу услуги. В связи с этим расходы по каждо­му обслуживающему подразделению относятся на производствен­ные подразделения напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения.

Метод пошагового распределения. Применяется в тех случа­ях, когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке.

Общий принцип распределения затрат в следующем: произ­водственному подразделению, потребляющему большую часть услуг непроизводственного подразделения, должна приписывать­ся пропорционально большая часть затрат этого сегмента.

Процесс распределения затрат непроизводственных подраз­делений между производственными осуществляется поэтапно.

Метод двустороннего распределения. Двухсторонний, или метод взаимного распределения применяется в тех случаях, ког­да между непроизводственными подразделениями происходит обмен услугами. Распределить затраты с помощью этого метода без использования программного продукта можно лишь при наличии двух непроизводственных центров ответственности.

Основой директ-костинга, часто называемого методом усеченной (неполной) себестоимости, является четкое разделение затрат на переменные и постоянные. При этом постоянные затраты считаются затратами периода и не распределяются между изделиями, а прямо относятся на результат.

Метод <директ-костинг> имеет два варианта:

1) простой директ-костинг, основанный на использовании в учете данных только о переменных (операционных) затратах;

2) развитой директ-костинг, при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.

Основы метода:

1) постоянная направленность учета на конечный результат, т. е. определение маржи по изделиям, в целом по предприятию и производственному результату (прибыли или убытки);

2) учет по изделиям только переменных затрат и определение переменной себестоимости по изделиям;

3) учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение маржи в целях определения производственного результата;

4) определение маржи по изделиям как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием.

Основой организации учета по методу развитого директ-костинга стало выделение сегментов деятельности и определение результатов в управленческом учете по этим сегментам.

Сегменты деятельности подразделяют на две категории:

1) внутренние (изделия, группы изделий, заказы, центры анализа, прибыли, рентабельности, ответственности);

2) внешние: секторы покупателей - типы покупателей в сответствии с их профессиональной принадлежностью по отраслям (металлургия, машиностроение, электроника и другие в зависимости от номен-

клатуры этой деятельности); классы клиентов (их примерно 10) определены с учетом ранжировки покупателей (по объему покупок, численности и другим критериям); заказы; зоны коымивояжеров; географические зоны реализации; каналы реализации (продажа пряыая, оптовая, розничным торговцам, через снециальные салоны, торговые центры и др.).

Основные новации развитого директ-костинга:

1) появление категории специфических прямых постоянных затрат и системы полумарж и регулирование на этой основе объемов производства и реализации, себестоимости, цен;

2) исчисление результатов (марж) по внешним сегментам (находящимся за пределами предприятия), т. е. использование маркетинговых принципов в системе управленческого учета;

3) пирамидальная (ступенчатая) система калькулирования на базе данных о переменных затратах и специфических прямых постоянных затратах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: