Методы определения точки безубыточности (порога рентабельности)

Порог рентабельности (критический объем реализации продукции, мертвая точка, точка безубыточности) это такой объем реализации продукции после покрытия которым переменных затрат и общей суммы постоянных затрат за отчетный период прибыль равна нулю. Порог рентабельности характеризует взаимосвязь прибыли, объема реализации продукции, затрат и определяет момент в отчетном периоде, с которого деятельность предприятия характеризуется как прибыльная.

Конечная цель определение порога рентабельности – достижение максимальной эффективности деятельности.

Определение порога рентабельности позволяет рассчитывать различные экономические показатели, ориентирующие процесс управления на принятие стратегических решений

Порог рентабельности может быть определен алгебраическим и графическим способами.

При графическом способе по оси абсцисс показывается объем реализации продукции в натуральных показателях (если выпускается один вид продукции) или в стоимостном выражении (если выпускается несколько видов продукции). По оси ординат — постоянные, переменные затраты и прибыль.

После­довательность построения графика следующая: на графике проводится прямая линия постоянных затрат (линия параллель­ная оси абсцисс); выбирается точка на оси абсцисс (величина объема реализации продукции); проводится прямая линия соответствующая сумме постоянных и перемен­ных затрат; затем про­водится прямая линия объема реализации продукции. Пересечение линии объема реализации продукции с линией переменных затрат и определяет точку безубыточности или порог рентабельности.

При алгебраическом способе используют уравнение

Пр = Пз / (1 – Пс / Ц),

где Пр – точка безубыточности (порог рентабельности), т.е. количество продукции, выручка от которой покрывает все затраты; Ц - цена единицы продукции; Пс - переменные затраты на единицу продукции; Пз - постоянные затраты

21.Использование метода «директ-костинг» для ценообразования

Свободное рыночное ценообразование в достаточной степени эффективно при условии наполняемости рынка товарами, при наличии конкурентов, т. е. в сфере мелкотоварного или олигопольного, рынка, и при достаточно эффективном и оперативном определении результатов ценообразования нахождением <мертвой точки>.

В сфере ценообразования стали пользоваться категориями маржи и маржинальной себестоимости. (Напомним, маржа - разница между рыночной ценой и переменной себестоимостью - должна возмещать постоянные затраты и приносить прибыль). В результате косвенные расходы стали относить без распределения на уменьшение маржи (согласно методу <директ- костинг>). Применение директ-костинга, особенно развитого, позволило создать эффективную систему оперативного рыночного ценообразования.

Объектом маржинальной бухгалтерии является анализ различных возможных решений, принимаемых в условиях конкуренции, позволяющий выбрать наиболее эффективное из них. Решения, которые принимает менеджер, могут быть эффективными, если они основаны на анализе взаимосвязей себестоимости, объема и прибыли.

Методика определения цен должна основываться на расчетах порога рентабельности по каждому товару и по предприятию в целом.

Методика регулирования цен по данным маржинального учета базируется на следующих положениях.

При переходе на свободные цены необходимо ежедневно определять по каждому товару и по фирме в целом <мертвые точки> (порог рентабельности), зоны прибылей и убытков е тем, чтобы обеспечить выживание фирмы в рыночных условиях. Для этого следует:

1) исчислить общую сумму издержек производства и обращения подразделить на переменные и постоянные затраты.

2) определить переменные затраты по изделиям, их группам, на 1 руб. рыночных цен и т. д. в зависимости от потребностей торговой фирмы и ассортимента товаров;

3) исчислить постоянные затраты в разрезе изделий, их групп, на 1 руб. рыночных цен, по их удельному весу в целом по фирме;

4) определить маржу в целом по фирме, по каждому изделию и их группам;

5) разработать программу реализации по группам изделий и в целом по фирме.

В условиях маржинального учета контроль прибыльности по вышеизложенной методике организуется по центрам ответственности, сбытовым территориям, сегментам рынка, торговым каналам и заказам разного объема.

22.Использование данных метода «директ-костинг» для обоснования управлен­ческих решений.

Система учета затрат«директ-костинг» разделяющая затраты на переменные и постоянные предоставляет информацию для расчета мертвой точки или порога рентабельности.

Предприятие достигает порога рентабельности, когда результат по реализованным изделиям равен нулю, а сумма маржи с переменной себестоимостью покрывает общую сумму постоянных затрат за соответствующий период:

Р = (Ц - Пс) ´ К – Пз,

где Р – результат по реализованным изделиям; Ц - цена реализации; Пс - переменная себестоимость; К - количество реализованной продукции; Пз - постоянные затраты.

Использование такого показателя, как порог рентабельности, в управлении позволяет переосмыслить политику и стратегию предприятия в зависимости от различных внутренних и внешних факторов и определить влияние этих факторов на изменение результата и порога рентабельности.

Метод определения <мертвой точки> позволяет принимать решения об экономической политике фирмы оперативно (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, после продажи партии товаров). При этом решаются вопросы: изменения оптово-отпускных цен, величин постоянных и переменных затрат, поиска новых поставщиков и зон реализации товаров, изменения структуры фирмы и многие другие. Методы такого контроля и анализа разнообразны, но основаны на общих принципах: конечная цель - достижение максимальной эффективности деятельности. Все эти методы применяются оперативно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: