Общество меняется в значительной степени потому, что люди этого хотят. Эти изменения не являются случайными и хаотичными, как не являются они и таинственным продуктом коллективного бессознательного. Они носят абсолютно разумный и рациональный характер. Логика этих преобразований до сих пор остается скрытой от нас, поскольку сами преобразования все еще продолжаются. Однако в последнее время различные и внешне разнородные тенденции начинают выстраиваться в общую картину. Сейчас уже можно выявить базовый принцип, силу, управляющую этими сдвигами.
Этой движущей силой стала человеческая креативность, играющая ключевую роль в экономике и обществе. В своих профессиональных занятиях и других сферах жизни люди сегодня ценят креативность как никогда высоко и культивируют ее с особенным усердием. Творческая деятельность — отличительная черта человека как вида — в наше время приобретает невиданный размах.
По мнению Р.Флориды развитые страны переходят к типу экономики, основанной на информации и управляемой знаниями. Он считает главной движущей силой такой экономики креативность, то есть создание на базе этого знания практических новых форм. Знание и информация при таком подходе являются орудиями и рабочим материалом креативности. Продуктом же является инновация, будь то в форме нового технологического изобретения или новой модели или метода ведения бизнеса.
|
|
Р.Флорида определяет креативную экономику на основе профессии (рода занятия). Хотя люди занимались креативными видами деятельности еще с античных времен, именно в креативной экономике происходит переход такой деятельности с периферии в центр всей экономической инфраструктуры.
В прошлом столетии в ряде стран, особенно в США, наблюдался бурный рост творческой активности. Увеличивались размеры инвестиций в исследования и разработки, благодаря чему росло количество изобретений и открытий, а также количество людей, занятых креативным трудом.
Так в США систематическое инвестирование в креативность в форме затрат на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность выросли с 5 млрд. долларов в 1950 году до 250 млрд. в 2000. Это в свою очередь вызвало рост практической отдачи от исследований, выражающейся в количестве патентов ежегодно выдаваемых в США. С 43 тысяч в 1950 году оно возросло до 150 тысяч в 2000. Также увеличилось количество профессионалов, занятых креативной технической работой (инженеры, ученые) с 625 тысяч в 1950 году до 5 миллионов в 2000.
Число людей, работающих в области культуры и художественного творчества, также резко увеличилось с 1950 года. Так в 1950 году профессиональных художников, писателей и актеров – так называемой богемы – было примерно 525 тысяч, а в 2000 их число составило более 2,5 миллионов. В 1950 году на каждые 100 тысяч американцев приходилось около 350 представителей богемы, в 2000 году эта цифра составила уже более 900 человек.
|
|
Креативная экономика США приобрела свои влияние и масштаб, поскольку за ней стоит внушительная инфраструктура. Пол Ромер утверждал, что "самые важные идеи — это мета-идеи", что означает "идеи относительно того, как обеспечить производство и передачу других идей"
Следует разделять академический и практический подходы к понятию "креативная индустрия".
Ученые обычно выделяют два необходимых признака креативной индустрии: индивидуальный подход при разработке продукта и доминирующее значение нематериальной составляющей в его ценности. На практике же исследователи используют статистические данные, соответствующие международным стандартам. Поэтому, чтобы определить, какие отрасли относятся к креативным, приходится ориентироваться на существующую систему классификации профессий и предприятий.
Наиболее актуальным для исследователей-практиков на сегодняшний день является определение, данное Р. Флоридой. Он относит к представителям ядра креативного класса людей, занятых в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра, креативный класс включает обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности.
Концепция креативных индустрий не только объясняет прошлое, но и предсказывает будущее. Поэтому она заинтересовала многих политиков. В последние годы власти многих стран, регионов и городов обратили внимание на проблему развития креативных индустрий. Например, премьер министр Великобритании Гордон Браун недавно заявил в своем интервью, что приоритетными секторами британской экономики становятся не аэрокосмическая отрасль и судостроение, а индустрия моды, кино, музыки. Он считает, что именно эти отрасли будут доминировать в экспорте и станут движущей силой для создания новых рабочих мест.
Креативная экономика породила новые подходы к управлению, такие как креативный и эвристический менеджмент.
Креативный менеджмент - касается проблем управления коллективом, причем таких, которые относятся к не поддающимся четкой формализации предметным областям и подчиняются подвижным, «дрейфующим» критериям целеполагания.
Отличие эвристического менеджмента от креативного в том, что в его «ведении» находится управление личностью и ее самоуправление - при тех же условиях отсутствия существующей определенности.
Креативный менеджмент «работает» там, где создаваемый интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельной личности, а безусловно является результатом деятельности коллектива.
Эвристический же менеджмент, напротив, связан с индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью личности как решающего участника сотворения интеллектуального продукта.
Креативную экономику поддерживает целый комплекс новых организаций и форм, созданных исключительно для этой цели. Совместно они образуют то, что Р.Флорида называет "социальной структурой креативности", куда входят:
1. новые системы креативности в области технологий и предпринимательства;
2. новые, более эффективные модели производства товаров и предоставления услуг;
3. общие социальные, культурные и географические условия, благоприятные для креативности любого рода.
|
|
Креативная экономика опирается на развитую систему венчурного капитала, ускоряющую процессы создания новых фирм и разработки различных инноваций.
Венчурный капитал — капитал инвесторов, предназначенный для финансирования новых, растущих или борющихся за место на рынке предприятий и фирм.
Развитие системы венчурного капитала происходило как реакция на бюрократические ограничения организационной эпохи. Оно во многом способствовало высвобождению креативных талантов и энергии тех специалистов, кого не устраивали прежние рамки больших фирм или исследовательских лабораторий.
В послевоенный период лучшие креативные специалисты того времени стали постепенно покидать эти организации ради фирм того типа, что позже получил название высокотехнологичных "стартапов".
Стартап — недавно созданная компания, строящая свой бизнес на основе инновации или инновационных технологий, не вышедшая на рынок или едва начавшая на него выходить и обладающая ограниченным набором ресурсов.
Необходимым компонентом подобных инициатив является венчурное финансирование. Венчурный капитал и высокотехнологичные отрасли промышленности развивались в тесной взаимосвязи.
Новый тип венчурных фондов, появившийся в Силиконовой долине, представлял собой ограниченное партнерство. Прежде чем финансировать предпринимателей, венчурная компания должна найти деньги. Фонды получали деньги за счет продажи собственных акций на фондовом рынке. Ограниченное партнерство привлекало огромные суммы венчурного капитала от состоятельных частных лиц и крупных организаций, поскольку сводило обязательства партнеров к инвестициям в фонд. С помощью нового финансового механизма в США возникла куда более внушительная, чем в других странах мира, формальная система развития и финансирования начинающих компаний.
Однако наличие венчурного капитала как такового еще недостаточно для инноваций. Его потоки направляются в регионы, где существуют другие элементы развитой "социальной структуры креативности". В подобных местах венчурный капитал становился важной составляющей данной структуры
|
|
Модель венчурного капитала далека от совершенства. Она работает неравномерно, в зависимости от обстоятельств обеспечивая финансирование разному количеству идей. Основную массу новых компаний, финансируемых за счет венчурного капитала, ожидает провал. Очень немногие достигают успеха на биржевом рынке уже с первой публичной продажей акций, остальные в основном скупаются крупными компаниями. Однако это не смущает венчурных капиталистов: нередко составив состояние на продаже, они могут браться за следующий проект. Венчурный капитал и общая система вокруг него служат мощным катализатором творческого цикла и еще более мощным механизмом выдвижения его продукта на коммерческий рынок.
Другим решающим элементом социальной структуры креативности является развитие новых институтов и систем производства. Креативная трансформация не ограничивается созданием новой продукции, но затрагивает также способы ее изготовления. Результатом такой трансформации стало развитие креативных предприятий, где помимо физического труда рабочих используются также их идеи и творческие таланты.
Другой значительный успех в производстве был достигнут благодаря развитию системы аутсорсинга (контрактного производства), состоящей в привлечении специализированных субподрядчиков. Многие люди воспринимают аутсорсинг почти как ругательство: крупные компании якобы делают это, чтобы сократить расходы и число штатных сотрудников. Разумеется, часто использование субподрядчиков бывает вызвано именно этими мотивами. Однако нельзя отрицать положительное влияние аутсорсинга на креативность. Во многих отраслях промышленности наличие надежных контрактных производителей помогает новым фирмам вступить в конкуренцию и позволяет всем, кто в ней участвует, сконцентрироваться на креативном компоненте своей деятельности.
Aутсорсинг — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).
Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».
Эта система обладает двумя преимуществами. С одной стороны, она позволяет креативным фирмам не отвлекаться на производство и сосредоточить усилия на разработке новых продуктов или технологий. С другой — она помогает субподрядчикам расширить свои возможности, распределить риск и извлечь выгоду из положительного эффекта масштаба производства.
Данную модульную систему производства компании США выработали в ответ на конкурентные преимущества крупных интегрированных японских производителей. Например, сборка электронной продукции — соединение чипов и остальных частей — почти на 100% осуществляется контрактными производителями. Такие компании, как Solectron и Flextronics, делают практически все электронные устройства, которые мы используем, от ноутбуков и персональных компьютеров до сотовых телефонов и игровых модулей. В различных странах мира предприятия, оснащенные по последнему слову техники, собирают прецизионную электронику для корпорации Solectron, основанной в 1971 в Силиконовой долине. Выгода от этого взаимная: компания, под чьим именем выпускается продукция, может сосредоточиться на разработке изделий, тогда как субподрядчик совершенствует методы производства.
Эта субконтрактная или модульная система не ограничивается высокотехнологичной электроникой. Благодаря ей многие секторы экономики переживают подъем креативности.
Одним из вариантов такой системы является краудсорсинг.
Краудсорсинг (crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «подбор ресурсов») — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций профессионалам‐любителям готовым бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с компанией, исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощёнными в производстве.
Краудсорсинг — это часть того, что Эрик вон Хиппель называет «инновацией с расчетом на пользователя», при которой производители полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении изделий и усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности.
Новая экономика породила и новый рынок труда.
Наиболее примечательная черта нового рынка труда состоит в утрате прочных связей между сотрудниками и компанией. Вместо того, чтобы постепенно продвигаться вверх по должностной лестнице в рамках одной и той же компании, они то и дело переходят от одного места работы к другому в поисках подходящего варианта. Игровое поле остается горизонтальным и уровень мобильности на нем очень высок.
Долгосрочная служба и достаточно стабильная работа в одной фирме – это сравнительно недавние феномены, возникшие благодаря промышленной революции, развитию профсоюзов (в западном обществе) и новых форм управления. Раньше идентичность определялась через род занятий – человек мог вести жизнь фермера, ремесленника, кузнеца. Именно к такой ситуации возвращается сейчас рынок труда.
Результаты исследований показали что современные люди выбирающие путь свободных агентов «пропагандируют постиндустриальное понятие экономического индивидуализма, согласно которому свободные агенты получают независимость и претендуют на часть прибавочной стоимости, прежде полностью уходившей компаниям-нанимателям.
Новый рынок труда, сформированный данными тенденциями, обладает тремя основными характеристиками:
– Сегодня люди чаще выбирают не вертикальные, а горизонтальные карьеры. Постепенное продвижение вверх по служебной лестнице утратило свою привлекательность. Стремление испытать себя, добиться большей самостоятельности и самореализации также предполагает скорее горизонтальное движение, чем вертикальное.
– Люди в большей степени идентифицируют себя со своими занятиями или профессией, чем с компанией. В какой-то мере это связано со сдвигом к специализированным занятиям.
– Люди несут больше ответственности за каждый аспект своей карьеры. Человек принимает на себя не только риск, связанный с переменой места работы, но и обязательства по отношению к собственной креативности, которую необходимо поддерживать и культивировать всеми возможными средствами.
Важным элементом нового рынка труда стал аутстаффинг.
Аутстаффинг — привлечение компанией внештатного специалиста (фрилансера), имеющего соответствующие знания, профессиональные навыки и опыт на время выполнения определённого проекта.
Под аутстаффингом понимают вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-провайдер.
Из всех нововведений на рабочем месте мало что привлекло столько внимания, сколько либерализация официального стиля одежды. Пример, поданный в свое время мелкими фирмами Калифорнии с их хронически расслабленным стилем, подхватили повсюду. В конце 1980-х корпорация IBM, всегда требовавшая от сотрудников галстука и белой (не голубой или полосатой) рубашки, признала неформальный деловой стиль пригодным не только для "неформальных пятниц", но и на каждый день. По данным обзора заработных плат Information Week приблизительно для четверти специалистов по информационным технологиям возможность носить на работе "повседневную одежду" имеет решающее значение.
Непринужденный стиль сумел завоевать популярность отчасти по очень простой причине — благодаря своей практичности, но важную роль сыграло также усиление позиций креативной деятельности в нашей экономике. Статус перестал ассоциироваться с тем положением, которое человек занимал в фирме, будь он представителем "командного звена" или, на уровне рядовых сотрудников, хорошим исполнителем. Статус отныне связан с принадлежностью к креативной элите, а люди креативных профессий не носят униформу. Они используют одежду в качестве средства самовыражения, как художники, или одеваются как ученые — скромно и практично, сосредоточившись целиком на своей творческой задаче. Иначе говоря, они выбирают форму одежды по собственному усмотрению.
Креативная экономика уже не имеет единого протокола в одежде, допуская широкий выбор. Разговоры по поводу норм в одежде по большей части упускают главное. Вопрос не в том, как люди выглядят, а в терпимости к различиям и оригинальности на рабочих местах, что, в свою очередь, полностью совпадает с новой ролью креативности и потребностью креативного класса в гибких условиях труда и возможности выражать себя в индивидуальной манере одеваться.
Условия труда "профессионалов без галстука" предполагают как новый график, так и новое отношение ко времени. Растущее количество работников всех отраслей промышленности и видов занятости уже не обязано следовать стандарту рабочего дня организационной эпохи, варьируя при необходимости часы и дни.
Гибкое расписание особенно характерно для креативных профессий. Чем выше образование, тем больше у работника шансов на свободный график, тогда как люди с незаконченным средним образованием чаще других имеют жестко установленные часы работы.
Распространение гибкого графика отчасти отражает перемены в потребностях общества. Однако это явление связано также с самой природой креативного труда. Креативная деятельность, как правило, производится на проектной основе, а проектам свойственна цикличность: периоды кризиса чередуются с периодами относительного застоя. Креативная работа требует гигантской концентрации, поэтому люди нуждаются в свободном времени и гибких условиях, позволяющих им немного расслабиться даже в течение дня. Многие говорят мне, что они предпочитают в обеденное время работать, а затем устроить хорошую пробежку или прокатиться на велосипеде, чтобы подзарядиться перед "вторым рабочим днем". Кроме того, креативным мышлением достаточно трудно управлять. Это необычный род деятельности: мы нередко бьемся над идеей или растрачиваем энергию в бесплодных поисках решения какой-либо проблемы, только чтобы неожиданно найти ответ в самое неподходящее время.
Гибкость отнюдь не означает сокращения часов работы. Одна из определяющих характеристик труда представителей креативного класса состоит в том, что у них самый длинный рабочий день.
Интерактивный компонент занятия: студентам предлагается ответить на вопросы мотивационного теста для определения:
- мотивации поступления на факультет;
- привлекательности различных видов прикладной деятельности;
- ожиданий студентов при выборе профессии;