Лекция 8. l Управление производственным персоналом

l Управление производственным персоналом

l Управление развитием персонала

l Социальная инфраструктура организации

l Социальная защита персонала как элемент его развития

l Материальный аспект социальной защиты (кредитование, оплачиваемое освобождение от работы, дополнительные отпускные, оплата проезда к месту работы и т.п.)

l Нематериальный аспект (дотирование столовой предприятия, пользование медицинскими услугами, домами отдыха, летними детскими лагерями, оплата обучения и т.п.)

l Обеспечение в старости (корпоративная пенсия, единовременное пособие при выходе на пенсию)

l Обучение персонала

Это основной путь получения профессионального образования: целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения (формированием компетенций) под руководством преподавателей, наставников, специалистов

l Концепции обучения квалифицированных кадров

  1. Концепция специализированного обучения: в фокусе внимания настоящее время, прививаются необходимые сегодня умения и навыки
  2. Концепция многопрофильного обучения: в фокусе внимания мобильность работника, прививаются разноплановые умения и навыки
  3. Концепция обучения, ориентированного на личность: в фокусе внимания развитие человеческих качеств работника, целевой установкой является активизация сильных сторон

l Задачи обучения (по целевым группам)

l Основные методы обучения персонала на рабочем месте

l Направленное приобретение опыта (систематическое обучение на рабочем месте)

l Производственный инструктаж (введение в специальность, адаптация)

l Смена рабочего места (ротация)

l Работа ассистентом, стажером (ознакомление с проблемами качественно иного порядка)

l Подготовка в проектных группах (горизонтальное сотрудничество, ознакомление с проблемами других подразделений)

l Основные методы обучения персонала вне рабочего места

l Чтение лекций (пассивное восприятие чужого опыта)

l Программированные курсы обучения (включение активного компонента)

l Конференции, семинары (активное обучение, участие в дискуссиях)

l Самостоятельное решение кейсов (обработка информации, творчество)

l Деловые игры (симуляция реальности)

l Ролевые игры (моделирование реальной ситуации, участие в ней «не со своей стороны)

l «Кружки качества» (японизм: совместное обсуждение рабочих проблем)

l Так чему учить?

Чему учить_To_Get_an_MBA_or_Not_

Гай Кавасаки, гуру и венчурный капиталист

l Кого учить?

Больше всех в обучении обычно нуждаются линейные руководители, т.к. они

l Объединяют в своей работе 2 составляющие менеджмента: собственно управленческую и человеческую (люди уходят не из компании, а от конкретного начальника)

l Представляют собой наиболее дефицитную категорию (в армии тоже не хватает сержантов)

l Не приходят готовыми: квалифицированных линейных руководителей не готовят практически нигде

l Представляют собой кадровый резерв

l Чему учить?

Люди будут учиться, и результаты будут заметны, если в процессе обучения они получат компетенции, которых у них раньше не было и отсутствие которых мешало их работе.

Если обучение не имеет отношения к практике, в лучшем случае оно воспринимается как развлечение, в худшем – как раздражающая пустая трата времени

Формулировка содержания обучения: назовите 5-7 моментов в вашей работе, которые вам мешают и вы хотели бы их исправить

l Форматы обучения

l Лекция (самый неэффективный способ трансляции знаний) – необходима, когда нужно передать большой объем информации, но лучше с ответами на вопросы

l Семинар – предполагает, что участники не только слушают оратора, но и работают сами: отвечают на вопросы, решают задачи, делятся опытом

l Тренинг – направлен на освоение навыков и компетенций; например, постановка задачи занимает 10 минут, а 50 минут аудитория формирует решение – и даже в этом случае обучившиеся часто не представляют, как применить на практике игру в необитаемый остров и рисование кружков…

l Обеспечение эффективности обучения (тренинга)

  1. Определить клиентов тренинга и их мотивацию (и есть ли она)
  2. Уточнить цели тренинга, ответив на вопрос: в каком случае мы будем считать, что тренинг дал результаты, а в каком – что нет
  3. Определить контингент обучаемых и примерный график обучения (доступность аудитории)

l Факторы, определяющие выбор тренинга

l Наличие в арсенале тренера тренинга желаемого содержания

l Репутация, известность и опыт работы с другими корпоративными клиентами

l Цена

l Типы программ

l «Коробочные» тренинги – готовые программы, апробированные, расписанные по минутам и одинаковые во всех уголках мира (аналог Radisson SAS).

l Тренинги харизматичного тренера – ориентированы на яркую личность ведущего и экспромт, отличается акцентом на психологическую составляющую

l Клиентоориентированные тренинги – программа строится путем «подгонки» стандартной под конкретные нужды клиента, иногда приводящие к кардинальным изменениям в исходном продукте


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: