Кадровое обеспечение системы управления персоналом организации представляет собой необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы.
Количественный состав кадровой службы – это списочный состав работников данного подразделения организации. Количественный состав службы управления персоналом определяется организационно-штатными структурами и уставом организации. При расчете количественного состава службы управления персоналом должны учитываться следующие факторы: общая численность работников организации; конкретные условия и специфика организации, связанные со сферой ее деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, страховая деятельность), масштабами, наличием разнохарактерных производств, филиалов; социальная характеристика организации; структурный состав работников организации (наличие различных категорий – рабочих, специалистов, служащих, научных работников), их квалификация; степень сложности решаемых задач по управлению персоналом (осуществление стратегического планирования, выработка кадровой стратегии и политики, организация обучения, продвижения и т. д.); техническое обеспечение управленческого труда (компьютеры, оргтехника и пр.). В 1990-х гг. в кадровых службах отечественных организаций было занято всего от 0,3 до 0,8% общего числа работающих во всех отраслях промышленности и строительства. Качественная характеристика кадровиков тех лет также представляла весьма печальную картину. Были установлены чрезвычайно низкий уровень профессиональной подготовки, образования, неблагоприятные возрастные характеристики, низкая оплата труда кадровиков. В настоящее время в большинстве компаний ситуация с количественным и качественным составом работников кадровых служб меняется в лучшую сторону, появились специалисты по подбору и оценке персонала, психологи и социологи, менеджеры по развитию кадров.
Качественные характеристики персонала представляют собой совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Всю совокупность качественных характеристик персонала можно условно разделить на три основные группы: способности (уровень образования, объем полученных знаний, опыт работы в определенной сфере профессиональной деятельности, профессиональные навыки), мотивации (сфера профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, стремление к власти, готовность к дополнительной ответственности и дополнительным нагрузкам), свойства (способность воспринимать определенный уровень физических, психических или интеллектуальных нагрузок, способность концентрации внимания, памяти и другие личностные свойства, необходимые для выполнения какой-либо работы).
Основные представители кадровых служб:
- менеджер по персоналу с юридическим образованием;
- менеджер по персоналу – специалист по СУП;
- психологи и специалисты по тестам;
- группа обучения или подготовки кадров.
- группа делопроизводства – архивариусы (программисты);
- специалисты планирования потребностей в кадрах;
- специалисты-менеджеры по внешним связям или по вопросам формирования
резерва за счет контактов с фирмами по подбору персонала, по
контракции (аренде) персонала;
- в состав развитых систем входят группы планирования карьеры и
персонала;
- маркетологи по вопросам персонала (оценка кадрового потенциала фирмы на рынке).
Факторы конкурентоспособности:
1. 40% Организационная и социальная структура управления фирмой.
Здесь три основных момента:
- гибкость – скорость реагирования на желания заказчиков и действия
конкурентов (через обновление);
- комплексность – учет внешних и внутренних факторов воздействия на фирму (вводятся отделы маркетинга, специализированные отделы кадрового менеджмента);
- качество управления (зависит от самого управленческого персонала, насколько быстро умеет адаптироваться к изменениям).
2. 40% Уровень технических решений, прогрессивность технологий:
- количество продукции, услуг. Если персонал профессионален, он может
внедрять и создавать прогрессивные технологии;
- темпы, сроки разработки продукции;
- разработка и использование современных информационных технологий.
3. 20% Производительность
- обеспечение необходимого количества товаров для выхода на рынок;
- вопросы научной организации труда (вопросы нормирования труда, экономики).