Принципы оценки экономической эффективности управления качеством
Оценка эффективности мероприятий осуществляется на различных этапах жизненного цикла продукции (услуг) с позиций производителя и потребителя.
С позиции производителя эффект возникает вследствие:
Ø уменьшения материало- и энергоемкости;
Ø снижения трудоемкости ТП;
Ø уменьшения фондоемкости;
Ø использования стандартизации и унификации;
Ø снижения объемов производства дефектных изделий.
На стадии эксплуатации эффективность обусловлена снижением затрат у потребителя благодаря:
ü уменьшению затрат на транспортировку и хранение продукта;
ü повышению технического уровня и качества продукции;
ü увеличению срока службы изделий;
ü повышению надежности;
ü уменьшению энергоемкости, потребления топлива, воды и прочих материалов;
ü уменьшению численности обслуживающего персонала;
ü снижению стоимости ремонтных работ.
В расчетах экономической эффективности управления качеством необходимо учитывать фактор времени, поскольку вследствие поэтапного осуществления мероприятий по обеспечению качества возникают неравноценные денежные потоки.
|
|
Разновременные денежные потоки дисконтируют (приводят к единому – начальному моменту времени) с помощью коэффициента приведения по фактору времени, который определяется следующим образом:
аt = 1 / (1 +Е) t,
где аt – коэффициент приведения;
Е – норматив приведения (Е = 0,1);
t – время реализации мероприятий.
В соответствие с рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования выделяют следующие виды эффективности:
1. Финансовая – характеристика финансовых последствий реализации проекта для его участников.
2. Бюджетная – характеристика финансовых последствий реализации проекта для государственного бюджета всех уровней.
3. Народно-хозяйственная – характеристика значимости проекта для экономики страны в целом.
Для определения эффективности используют следующие показатели:
1) Чистый дисконтируемый доход – определяется по формуле:
ЧДД = Σ(Р t – З t) / (1 +Е) t,
где Р t – доходы от мероприятий по повышению качества в году t;
З t – затраты, связанные с осуществлением мероприятий по повышению качества в году t.
В качестве норматива приведения Е может быть использована норма дохода на капитал, равная сумме банковского кредита.
2) Индекс доходности оценивается по формуле:
ИД = 1 / К × Σ(Р t – З t *) / (1 +Е) t,
где К – общие капиталовложения на осуществление мероприятий по повышению качества за весь отчетный период;
З t * – затраты, связанные с осуществлением мероприятий по повышению качества, за вычетом капиталовложений в году t отчетного периода.
|
|
3) Внутренняя норма доходности – представляет собой норму дисконта (Е), при которой чистый дисконтированный доход равен нулю. ВНД является решением уравнения:
Σ(Р t – З t) / (1 + х) t = 0,
где х – искомая величина ВДН.
4) Обобщающий показатель качества Q оценивается по формуле:
Q = (Сб + Сд + Сг) / Сф,
где Сб – стоимость забракованной в процессе производства продукции;
Сд – стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям заплачен штраф;
Сг – стоимость продукции в отношении которой проведен гарантийный ремонт;
Сф – стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период.
Чем ближе значение показателя Q к нулю, тем выше эффективность менеджмента качества на предприятии.
5) Срок окупаемости характеризует временной интервал, за который компания компенсирует затраты на качество получением дополнительных доходов.