Расчет экономической эффективности мероприятий по обеспечению качества

Принципы оценки экономической эффективности управления качеством

Оценка эффективности мероприятий осуществляется на различных этапах жизненного цикла продукции (услуг) с позиций производителя и потребителя.

С позиции производителя эффект возникает вследствие:

Ø уменьшения материало- и энергоемкости;

Ø снижения трудоемкости ТП;

Ø уменьшения фондоемкости;

Ø использования стандартизации и унификации;

Ø снижения объемов производства дефектных изделий.

На стадии эксплуатации эффективность обусловлена снижением затрат у потребителя благодаря:

ü уменьшению затрат на транспортировку и хранение продукта;

ü повышению технического уровня и качества продукции;

ü увеличению срока службы изделий;

ü повышению надежности;

ü уменьшению энергоемкости, потребления топлива, воды и прочих материалов;

ü уменьшению численности обслуживающего персонала;

ü снижению стоимости ремонтных работ.

В расчетах экономической эффективности управления качеством необходимо учитывать фактор времени, поскольку вследствие поэтапного осуществления мероприятий по обеспечению качества возникают неравноценные денежные потоки.

Разновременные денежные потоки дисконтируют (приводят к единому – начальному моменту времени) с помощью коэффициента приведения по фактору времени, который определяется следующим образом:

аt = 1 / (1 +Е) t,

где аt – коэффициент приведения;

Е – норматив приведения (Е = 0,1);

t – время реализации мероприятий.

В соответствие с рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования выделяют следующие виды эффективности:

1. Финансовая – характеристика финансовых последствий реализации проекта для его участников.

2. Бюджетная – характеристика финансовых последствий реализации проекта для государственного бюджета всех уровней.

3. Народно-хозяйственная – характеристика значимости проекта для экономики страны в целом.

Для определения эффективности используют следующие показатели:

1) Чистый дисконтируемый доход – определяется по формуле:

ЧДД = Σ(Р t – З t) / (1 +Е) t,

где Р t – доходы от мероприятий по повышению качества в году t;

З t – затраты, связанные с осуществлением мероприятий по повышению качества в году t.

В качестве норматива приведения Е может быть использована норма дохода на капитал, равная сумме банковского кредита.

2) Индекс доходности оценивается по формуле:

ИД = 1 / К × Σ(Р t – З t *) / (1 +Е) t,

где К – общие капиталовложения на осуществление мероприятий по повышению качества за весь отчетный период;

З t * – затраты, связанные с осуществлением мероприятий по повышению качества, за вычетом капиталовложений в году t отчетного периода.

3) Внутренняя норма доходности – представляет собой норму дисконта (Е), при которой чистый дисконтированный доход равен нулю. ВНД является решением уравнения:

Σ(Р t – З t) / (1 + х) t = 0,

где х – искомая величина ВДН.

4) Обобщающий показатель качества Q оценивается по формуле:

Q = (Сб + Сд + Сг) / Сф,

где Сб – стоимость забракованной в процессе производства продукции;

Сд – стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям заплачен штраф;

Сг – стоимость продукции в отношении которой проведен гарантийный ремонт;

Сф – стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период.

Чем ближе значение показателя Q к нулю, тем выше эффективность менеджмента качества на предприятии.

5) Срок окупаемости характеризует временной интервал, за который компания компенсирует затраты на качество получением дополнительных доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: