При портфельном инвестировании выбор стратегии в значительной мере определяется типом управления.
Выделяют два вида управления:
*пассивный
*активный.
Пассивное управление
- характерно для консервативных и умеренно-агрессивных инвесторов.
- цель - защита вложений от инфляции и получение гарантированного дохода при минимальном риске и низких затратах на управление.
- создание хорошо диверсифицированных портфелей ценных бумаг, для которых можно с высокой точностью рассчитать доходность, риск и ликвидность.
- конфигурация портфеля в течение длительного периода времени не пересматривается, что обеспечивает низкий уровень управленческих расходов.
Активное управление
- тщательный мониторинг рынка,
- оперативное приобретение финансовых инструментов,
- быстрое изменение структуры портфеля.
- особенность - стремление инвестора переиграть рынок и получить доходность, превышающую среднерыночную.
- требует значительных затрат, связанных с информационно-аналитической подготовкой решений, приобретением или разработкой собственного программно-технического и методического обеспечения.
|
|
- применяется только участниками, имеющими достаточный собственный капитал, высоко, профессиональный персонал, а также значительный опыт как управления портфелем ценных бумаг.
Стратегии пассивного управления –
1. стратегия «купил-и-держи»:
- эффективность стратегии в значительной мере зависит от уровня недооцененности акций и выбранного периода времени
- наибольшая безопасность и доходность при использовании стратегии достигается при длительных сроках инвестирования.
2. стратегия индексного фонда:
- структура портфеля должна отражать движение выбранного фондового индекса, характеризующего состояние всего рынка ценных бумаг (или его наиболее важных сегментов).
- реальные доходы обеспечиваются при сроках вложения не менее года.
- основная прибыль образуется в результате роста курсовой стоимости наиболее недооцененных акций.
- недостаток стратегии для отечественных инвесторов заключается в сложности выбора индекса, адекватно отражающего поведение рынка или его сегментов.
Стратегии активного управления –
КЛАССИФИКАЦИЯ
I. В зависимости от нацеленности на определенный сегмент рынка
1.1 Аукционные стратегии
- применяются при приобретении акций в момент их первичной продажи
- особенно успешно применялись на самых ранних стадиях приватизации.
- при правильном выборе объектов инвестирования приобретаемые на аукционах акции обеспечивали доходность за счет роста курсовой стоимости.
|
|
- основное преимущество стратегии в том, что можно достаточно дешево купить акции «нераскрученных» предприятий, которые еще не пользуются спросом на рынке.
- риск в том, что в результате ажиотажного спроса на наиболее «лакомые» куски госсобственности аукционная цена может оказаться слишком высокой.
- ожидания инвестора, связанные с ростом курсовой стоимости в результате борьбы за установление контроля над предприятием, могут не оправдаться, если один из участников в ходе аукциона скупит контрольный пакет.
1.2 Стратегия спекулятивного конкурсанта
- наиболее часто используется на инвестиционных конкурсах и закрытых денежных аукционах, проводимых в процессе приватизации.
- интересы инвестора представляют несколько фирм, которые стремятся указать в заявках такие цены, чтобы войти в двойку победителей. Одна из компаний, представляющая интересы спекулятивного конкурсанта, занимает первое место и отказывается от своей заявки, а победителем признается другой его представитель, занявший второе место. Это позволяет получить прибыль за счет перепродажи акций конечному инвестору, который «не угадал» цену.
- успешность реализации обусловлена наличием связей с организаторами продаж и администрацией предприятия.
1.3 Арбитражная стратегия
- основана на том, что один и тот же актив может иметь разную цену на двух различных рынках (например, географически удаленных).
- инвестор извлекает прибыль за счет практически одновременной купли-продажи одних и тех же ценных бумаг на разных фондовых площадках.
- позволяет получить прибыль с минимальным риском и при высокой скорости осуществления взаиморасчетов, не требует значительных инвестиций.
1.4. Стратегия «пылесоса»
- применяется крупными инвестиционными компаниями, которые по заказу инвесторов осуществляют массовую скупку акций в регионах.
II. В зависимости от метода формирования портфеля
2.1 Оптимизационная стратегия
- основана на построении экономико-математических моделей портфеля
- выбор портфеля осуществляется на основе проведения многовариантных расчетов.
2.2 Рейтинговая стратегия
- формирование и обновление портфеля ценных бумаг осуществляется на основе результата построения рейтинговой таблицы.
- расчет рейтинга осуществляется по группам показателей, характеризующих основные инвестиционные предпочтения участника.
- в портфель включаются акции предприятий, имеющих наилучший рейтинг. Бумаги, занимающие нижние строки в рейтинговой таблице, исключаются из портфеля.
- преимущество стратегии в том, что она позволяет осуществлять управление портфелем с учетом основных целей инвестирования.
- недостатки связаны с необходимостью выполнения большого объема информационно-аналитической работы, проводимой в основном самим инвестором, так как в отечественной инфраструктуре фондового рынка рейтинговые агентства практически отсутствуют.
- использование стратегии позволяет определить только список ценных бумаг, которые должны присутствовать или выводиться из портфеля.
- расчеты рейтинга проводятся не чаще одного раза в 3-4 месяца, поэтому применение стратегии в качестве основной может быть рекомендовано только для управления средне- и долгосрочными портфелями.
2.3 Стратегия «гибкого реагирования»
- профессиональный участник использует свои возможности для того, чтобы опередить конкурентов и заблаговременно начать массированную скупку у мелких инвесторов.
- стратегию достаточно часто выбирают региональные фирмы, которые за счет тесной связи с центром получают дополнительные преимущества на местном рынке.
- оперативное реагирование на рыночный интерес крупных участников позволяет этим компаниям быстрее мобилизовать ресурсы и купить крупные пакеты акций.
|
|
- недостатки в том, что использующая ее организация не формирует спрос, а оперативно отслеживает ситуацию. Она вынуждена идти вслед за лидером, который диктует свои условия и «снимает сливки».
2.4 Стратегия «рыночного опережения»
- инвестор пытается самостоятельно осуществить прогноз состояния рынка и использовать его для извлечения прибыли.
- основное преимущество в том, что за счет опережения конкурентов фирма может скупить большие объемы бумаг по низким ценам или продать их по цене, близкой к максимальной.
- недостатки этой стратегии связаны с высоким уровнем риска и низкой отдачей вложенных средств и возможными убытками, если прогноз оказался неправильным.
- успешность реализации стратегии заключаются в наличии финансовых ресурсов и развитой сети для скупки акций, а также в способности осуществления высокопрофессиональной аналитической подготовки этого процесса.
2.5 Стратегия заимствования
- профессиональные участники рынка ценных бумаг занимают выжидательную позицию.
- покупка акций (например, у населения) начинается не на основе самостоятельного выбора, а вследствие обнаружения спроса со стороны других (прежде всего крупных) инвесторов.
III. В зависимости от сроков возврата вложенного капитала
3.1 Стратегия долгосрочных инвестиций ( год и более ).
3.2 Стратегия среднесрочных инвестиций( 6-12 месяцев ).
3.3 Стратегии краткосрочных инвестиций ( от нескольких часов до 3-6 месяцев)
- курсы акций подвержены частым колебаниям, которые далеко не всегда адекватны реальным изменениям в делах компаний-эмитентов.
- компании, использующие эту стратегию, пытаются получить прибыль за счет колебания курса акций.
- в основе лежит разработка краткосрочных макро- и микроэкономических прогнозов.
- основу портфеля составляют акции «голубых фишек», так как эти акции достаточно ликвидны, что позволяет гибко осуществлять перевложения из одних бумаг в другие.
- недостаток - включение в портфель неликвидных бумаг может сделать быстрый вывод средств невозможным.
|
|
- управление портфелем основано на использовании даже небольших колебаний курса, поэтому максимизация прибыли возможна при очень высоких оборотах.
IV. В зависимости от получения дохода за рубежом выделяют
4.1 стратегии, основанные на росте капитала,
4.2 стратегии, основанные на получении регулярного текущего дохода,
4.3 стратегии, основанные на сочетании роста капитала и текущего дохода.
4.4 стратегии, связанные с манипулированием кривой доходности.
V. В зависимости от возможности снижения риска инвестирования
5.1 стратегии диверсификации,
5.2 стратегии концентрации,
5.3 стратегии хеджирования.