Качество продукции и социально-экономическое значение его повышения

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Международные стандарты последних лет определяют качество продукции как степень, с которой совокупность свойств и характеристик выполняет требования потребителей к качеству продукции. При этом различают следующие классы соответствия характеристик продукции:

· физические (например, механические, электрические; химические или биологические характеристики);

· органолептические (например, связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);

· эргономические (например, физиологические характеристики или характеристики, связанные с безопасностью человека);

· функциональные (например, максимальная скорость самолета).

Понятие «качество» можно рассматривать на двух уровнях.

На первом уровне так называемое техническое качество формируется на стадиях исследований, разработок и производства. Управление качеством на этом уровне включает мероприятия по соблюдению необходимых качественных и количественных требований к продукту.

Качество второго уровня — коммуникативное качество — формируется на стадиях пред- и послепродажного обслуживания. Обеспечение качества на этом уровне сводится к осуществлению мероприятий по всестороннему удовлетворению запросов покупателей.

Как экономическая категория качество продукции выполняет функции:

· меру удовлетворения потребностей;

· важнейшего свойства товара или услуги, без которого невозможно получить признание потребителей;

· определителя уровня таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, прибыль, рентабельность, цена, конкурентоспособность предприятия и товара.

Актуальность проблемы повышения качества продукции определяется следующими причинами:

качество — главный критерий для совершения основных покупок;

качество и системы управления качеством наиболее успешно противостоят конкуренции, так как предлагают комплекс мероприятий на всех стадиях производственного процесса — продуктовую политику, планирование, маркетинг, сбыт, квалифицированный персонал, инновации и новые технологии;

качество — главный инструмент снижения издержек: производить изначально качественную продукцию всегда дешевле, чем впоследствии улучшать качество;

качество ведет к укреплению позиций предприятия на рынке. В условиях либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми, а уровень качества товаров — решающим;

низкий уровень качества имеет ряд негативных последствий, которые можно классифицировать как экономические, социальные и экологические потери.

Влияние качества продукции на экономику предприятия происходит следующим образом: если создается продукция высокого качества, соответствующая требованиям потребителя, то она пользуется повышенным спросом — растет объем продаж и прибыль предприятия, увеличивается накопление. Если параметры продукции ниже требований потребителя, то продукцию невозможно реализовать. При параметрах продукции выше требований потребителя («излишнее качество») продукция имеет высокую цену и не пользуется спросом. Реализация такой продукции возможна по сниженным ценам, т.е. с убытком для предприятия.

Конкурентоспособной на мировом рынке является продукция, обладающая потребительскими свойствами, соответствующими или превосходящими мировой уровень, и пользующаяся в результате этого повышенным спросом. Под мировым уровнем понимается уровень качества такой продукции, которая занимает на мировом рынке ведущее место, по сути, владеет им.

Кроме качества на уровень конкурентоспособности продукции влияет ее цена. В условиях конкуренции при одинаковом качестве продукции потребитель отдает предпочтение товару с более низкой ценой. Основой обеспечения доступных для по­купателя цен является снижение себестоимости продукции.

Таким образом, улучшение качества продукции означает повышение благосостояния народа, рост эффективности производства, защиту окружающей среды, расширение экспортных возможностей, повышение конкурентоспособности продукции.

Качество продукции зависит от многих составляющих, важнейшее место среди которых занимает научно-технический прогресс, организация производства, труда и управления, мотивация и стимулирование труда, профессиональный и квалификационный уровень персонала и др. Многообразие факторов повышения качества продукции обусловливает систему показателей качества, необходимость ее оценки и создания на пред­приятии системы обеспечения качества продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: