Проблема повышения качества требует комплексного и системного подхода, что возможно на основе реализации системы управления качеством.
Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.
Система управления качеством продукции — это реализация комплекса нормативных, организационно-технических и экономических мер по обеспечению необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, эксплуатации или потреблении.
Важными принципами построения системы управления качеством являются:
1) инновационный подход к решению проблем качества;
2) предупреждение проблем качества и предотвращение дефектов;
3) установление требований к качеству продукции, нормирование и контроль за выполнением установленных норм;
4) наличие собственной стратегической и тактической программы всеобщего управления качеством;
5) учет неустойчивого характера объекта управления, потребностей рынка и успехов конкурентов;
6) учет системного характера качества изделий, где только совокупность целого (полного) ряда свойств обеспечивает основу построения системы управления;
7) продуктовый подход к управлению качеством, который предполагает разработку системы применительно к конкретным видам продукции, а не в целом по предприятию;
8) охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»).
Принцип «петли качества» предусматривает, что система управления качеством должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, и поэтому «петля качества» — это модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях жизненного цикла
1 - маркетинг, поиски и изучение рынка;
2 - проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции;
3 - материально-техническое снабжение;
4 - подготовка и разработка производственных процессов;
5 - производство;
6 - контроль, проведение испытаний и обследований;
7 - упаковка и хранение;
8 - реализация и распределение;
9 - монтаж и эксплуатация;
10 - техническая помощь в обслуживании;
11 - утилизация после использования.
С переходом на международные стандарты система управления качеством подменяется понятием « система менеджмента качества ».
Она создается на предприятии как средство проведения политики и достижения поставленных целей в области качества.
Система разрабатывается с учетом следующих принципов:
1) ориентация на потребителя, т.е. на удовлетворение определенным требованиям потребителя;
2) лидерство руководителя, который обеспечивает единство цели и направлений деятельности предприятия;
3) вовлечение всех работников в решение проблем системы;
4) процессный подход к управлению качеством продукции;
5) системный подход к менеджменту как к системе взаимосвязанных процессов;
6) постоянное улучшение качества;
7) принятие решений, основанных на фактах;
8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Модель системы менеджмента качества, основанная на применении процессного подхода к управлению качеством продукции, представлена на рисунке..
Сущность процессного подхода к управлению качеством состоит:
- в разработке процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей (входные данные);
- определении последовательности и взаимодействии этих процессов;
- определении критерия и методов, необходимых для обеспечения управления этими процессами на всех стадиях жизненного цикла продукции;
- обеспечении наличия ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
- осуществлении мониторинга, измерений и анализа этих процессов;
- применении мер, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения показателей процессов с целью удовлетворения требований потребителей (выходные данные).
Политика предприятия в области качества формулируется на основе долгосрочной цели деятельности предприятия и включает:
Рис. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе к управлению качеством продукции |
Методами управления качеством продукции являются:
- экономические — планирование качества, стимулирование повышения качества результатов деятельности предприятия через систему налогообложения и кредитования, материальное стимулирование повышения качества труда исполнителей;
- организационные методы — методы, направленные на формирование прогрессивных форм организации управления, производства и труда на предприятии, способствующих повышению качества;
- социально-психологические методы — методы, целью которых является создание благоприятных условий труда, формирование нормального социально-психологического климата в коллективе на основе морального стимулирования, привлечения работников к решению проблем качества, например путем участия в работе кружков качества.
Система управления качеством, реализуемая на предприятиях Беларуси, охватывает все влияющие на качество продукции виды деятельности, предусмотренные требованиями международных стандартов серий ИСО-9001:2000, ИСО-9004-2001 и 14000. Концепция, заложенная в этих стандартах, стимулирует предприятие постоянно обеспечивать условия качества, соответствующие требованиям рынка.
Основополагающий стандарт ИСО-9001:2000 «Система менеджмента качества.
Требования» определяет требования к системам менеджмента качества в случаях, когда организация:
а) нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующую обязательным требованиям;
б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечения требований потребителей.
ИСО-14000 устанавливает требования к системам управления качеством в области защиты окружающей среды и безопасности продукции.
Реализация системы управления качеством требует наличия соответствующих инвестиций, направленных на инновации, использование объектов интеллектуальной собственности и управления всеми видами ресурсов.