Система управления качеством продукции на предприятии

Проблема повышения качества требует комплексного и системного подхода, что возможно на основе реализации системы управления качеством.

Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.

Система управления качеством продукции — это реализация комплекса нормативных, организационно-технических и эко­номических мер по обеспечению необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, эксплуатации или потреблении.

Важными принципами построения системы управления качеством являются:

1) инновационный подход к решению проблем качества;

2) предупреждение проблем качества и предотвращение дефектов;

3) установление требований к качеству продукции, нормирование и контроль за выполнением установленных норм;

4) наличие собственной стратегической и тактической программы всеобщего управления качеством;

5) учет неустойчивого характера объекта управления, потребностей рынка и успехов конкурентов;

6) учет системного характера качества изделий, где только совокупность целого (полного) ряда свойств обеспечивает основу построения системы управления;

7) продуктовый подход к управлению качеством, который предполагает разработку системы применительно к конкретным видам продукции, а не в целом по предприятию;

8) охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»).

Принцип «петли качества» предусматривает, что система управления качеством должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, и поэтому «петля качества» — это модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях жизненного цикла

 
 

 

1 - маркетинг, поиски и изучение рынка;

2 - проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции;

3 - материально-техническое снабжение;

4 - подготовка и разработка производственных процессов;

5 - производство;

6 - контроль, проведение испытаний и обследований;

7 - упаковка и хранение;

8 - реализация и распределение;

9 - монтаж и эксплуатация;

10 - техническая помощь в обслуживании;

11 - утилизация после использования.

С переходом на международные стандарты система управления качеством подменяется понятием « система менеджмента качества ».

Она создается на предприятии как средство проведения политики и достижения поставленных целей в области качества.

Система разрабатывается с учетом следующих принципов:

1) ориентация на потребителя, т.е. на удовлетворение определенным требованиям потребителя;

2) лидерство руководителя, который обеспечивает единство цели и направлений деятельности предприятия;

3) вовлечение всех работников в решение проблем системы;

4) процессный подход к управлению качеством продукции;

5) системный подход к менеджменту как к системе взаимосвязанных процессов;

6) постоянное улучшение качества;

7) принятие решений, основанных на фактах;

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Модель системы менеджмента качества, основанная на применении процессного подхода к управлению качеством продукции, представлена на рисунке..

Сущность процессного подхода к управлению качеством состоит:

- в разработке процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей (входные данные);

- определении последовательности и взаимодействии этих процессов;

- определении критерия и методов, необходимых для обеспечения управления этими процессами на всех стадиях жизненного цикла продукции;

- обеспечении наличия ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

- осуществлении мониторинга, измерений и анализа этих процессов;

- применении мер, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения показателей процессов с целью удовлетворения требований потребителей (выходные данные).

Политика предприятия в области качества формулируется на основе долгосрочной цели деятельности предприятия и включает:

 

Рис. Модель системы менеджмента качества, основанная на процес­сном подходе к управлению качеством продукции

Методами управления качеством продукции являются:

- экономические — планирование качества, стимулирование повышения качества результатов деятельности предприятия через систему налогообложения и кредитования, материальное стимулирование повышения качества труда исполнителей;

- организационные методы — методы, направленные на формирование прогрессивных форм организации управления, производства и труда на предприятии, способствующих повышению качества;

- социально-психологические методы — методы, целью которых является создание благоприятных условий труда, формирование нормального социально-психологического климата в коллективе на основе морального стимулирования, привлечения работников к решению проблем качества, например путем участия в работе кружков качества.

Система управления качеством, реализуемая на предприятиях Беларуси, охватывает все влияющие на качество продукции виды деятельности, предусмотренные требованиями международных стандартов серий ИСО-9001:2000, ИСО-9004-2001 и 14000. Концепция, заложенная в этих стандартах, стимулирует предприятие постоянно обеспечивать условия качества, соответствующие требованиям рынка.

Основополагающий стандарт ИСО-9001:2000 «Система менеджмента качества.

Требования» определяет требования к системам менеджмента качества в случаях, когда организация:

а) нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующую обязательным требованиям;

б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечения требований потребителей.

ИСО-14000 устанавливает требования к системам управления качеством в области защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Реализация системы управления качеством требует наличия соответствующих инвестиций, направленных на инновации, использование объектов интеллектуальной собственности и управления всеми видами ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: