Кадровые стратегия и политика организации

Содержание кадрового управления в современной организации.

Основная часть жизни человека проходит в трудовой деятельности.

В современных условиях менеджмент персонала организации является особо значимым, так как позволяет выявить и реализовать способности сотрудника и адаптировать его к внешним условиям.

В связи с исторически меняющимися условиями изменилось и содержание кадрового управления.

На начальных этапах исследования трудовой деятельности люди в процессе труда рассматривались как «рабочая сила» в аспекте организации и как «трудовые ресурсы» на макроуровне.

Управление работниками подразумевало распределение трудовых ресурсов и использование рабочей силы.

Во второй половине ХХ века исследователи акцентировали внимание на личности работника, появилось определение «человеческий фактор», подчеркивающее активную роль работника как фактора производства.

Современная концепция управления персоналом включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом, разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, социальное развитие и высвобождение персонала.[9]

Кадровый менеджмент направлен на обеспечение организации работниками необходимой численности и состава; эффективное использование работников; консолидацию интересов и целей всех членов организации.

На руководство людьми в организации влияют экономические, политические, демографические факторы и другие факторы. Система управления персоналом включает в себя стратегию, кадровую политику и принципы кадрового управления.

Стратегия руководства сотрудниками фирмы - генеральное направление действий руководства по отношению к сотрудникам, включающее совокупность критериев, методов и форм организационного поведения, нацеленных на воплощение в жизнь стратегии развития фирмы.

Стратегия управления персоналом включает:

- определение целей управления персоналом, т.е. при принятии решений в сфере управления персоналом должны быть учтены как экономические аспекты, так и потребности и интересы работников;

- формирование идеологии и принципов кадровой работы, т.е. идеология кадровой работы должна быть отражена в виде документа и реализовываться в повседневной работе;

- определение условий для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов в организации.[10]

Реализация кадровой стратегии предполагает наличие компетентных сотрудников, соответствующих требованиям рабочих мест, что достигается проведением соответствующей кадровой политики фирмы.[11]

Кадровая политика организации – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развития кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.[12]

В зависимости от степени влияния менеджмента организации на кадровую ситуацию выделяют следующие виды кадровой политики: пассивная, реактивная, превентивная и активная.[13]

Пассивная кадровая политика присутствует тогда, когда менеджмент персонала не имеет четкой программы действия, а работа с кадрами сводится к ликвидации негативных последствий по результатам оценки персонала и диагностики кадровой ситуации в целом.

Реактивная кадровая политика – это политика менеджмента персонала, ориентированного на принятие мер по ликвидации отрицательных явлений в работе с персоналом, анализ причин возникновения кадровых проблем и помощь в разрешении конфликтов.

Превентивная кадровая политика нацелена на прогнозы развития кадровых ситуаций, которые содержат данные о потребностях в кадрах и задачи по развитию персонала.

Активная кадровая политика осуществляется в тех случаях, когда менеджмент организации располагает не только прогнозными данными, но и средствами воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разрабатывать целевые антикризисные кадровые программы.

К принципам кадрового руководства относятся: научность, плановость, непрерывность, единство распорядительства, сочетание единоначалия и коллегиальности; линейное, функциональное и целевое управление; контроль исполнения решений, неординарность подхода к ситуациям, сменяемость кадров, обеспечение необходимых пропорций в темпах роста производительности труда и объемов производства, поддержание постоянного соответствия подготовленности кадров требованиям производства, сочетания планомерности с хозяйственной инициативой, материальная заинтересованность в выполнении работ с меньшим числом исполнителей.[14]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: