Лекция 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И БАНКРОТСТВА
Литература
1. Альгин А.П. Риск в предпринимательстве. – СПб, 1992.
2. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. – М., Мысль, 1989.
3. Альгин А.П. Рискология и синергетика в системе управления. – Петрозаводск, СЗАГС, 2004.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. – М., Экономика, 1989.
5. Бадалова А.Г. Управление рисками производственных систем: теория, методология, механизм реализации. – М., Станкин, Янус – К, 2006.
6. Балабанов И.Т. Риск – менеджмент. – М., Финансы и статистика, 1996.
7. Бачкаи Т., Мессена Д. Хозяйственный риск и методы его измерения. – М., Экономика, 1979.
8. Вяткин В.Н., Гамза В.А., Екатеринославский Ю.Ю, Иванушко П.Н. Управление рисками фирмы: программы интерактивного риск – менеджмента. – М., Финансы и статистика, 2006.
9. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения.- М.: «Дело и сервис», 2002. (основной источник)
10. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. – М.: «Экономика», 1997.
|
|
11. Ляпина С.Ю. Методология управления рисками. – М., Паруса, 2003.
12. Ляпина С.Ю. Управление рисками промышленных организаций. Монография // Маркетинг. Спец. Вып. № 20. – М.:, Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2003.
13. Миэринь Л.А. Основы рискологии. Учебное пособие. – СПб, Изд – во СПбГУЭФ, 1998
14. Савин А.В. Управление рисковыми ситуациями в процессе функционирования производственного комплекса для повышения эффективности его деятельности: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2007.
15. Савинская Н.А., Багиева М.Н. Риски и устойчивость предприятия. – СПб, изд – во СПбГУЭФ, 1999.
16. Тэпман Л.Н. Риски в экономике. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
17. Хохлов Н.В. Управление риском. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 1999
18. Човушян Э.О., Сидоров М.А. Управление риском и устойчивое развитие. – М., Изд – во РЭА им. Плеханова, 1999.
19. Юдицкий С.А. Сценарный подход к моделированию поведения бизнес – систем. – М., СИНТГ, 2001.
20. Юрченко Т.И., Петрова О.В. Управленческие решения. Часть1. Обеспечение эффективного функционирования организации в условиях рисков: Учебное пособие/ ГУУ. – М., 2003. (зоны риска)
1. Понятие, причины возникновения кризисов и их виды.
2. Понятия несостоятельности и банкротства.
3. Виды и стадии банкротства.
В самом общем виде кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Сущность кризиса в терминах конкретной экономики можно определить следующим образом:
• кризис — это рассогласование в деятельности отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.);
|
|
• кризис — это неплатежеспособность, это нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации.
Представление о кризисе теснейшим образом связано с сущностью и деятельностью организации. Так, в современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; как обособленная общественная ячейка в общей системе общественного разделения труда. В качестве организаций могут рассматриваться: отдельная фирма, банк, компания, предприятие, учреждение образования и т.
Для понимания сущности кризиса и его природы рассмотрим две тенденции существования организации: функционирование и развитие.
Функционирование — это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик. Развитие — это приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды.
Функционирование и развитие взаимосвязаны между собой, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Функционирование организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. Функционирование организации возможно лишь при определенном соответствии этих факторов производства, а результат должен отвечать интересам и потребностям человека.
Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.
Связь функционирования и развития имеет диалектический характер. Функционирование сдерживает развитие. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе. То есть возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.
Таким образом, наступление кризисов вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой организации.
Кризисы могут также возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования.
Понятие кризиса тесным образом связано с понятием социально-экономической системы, которая может проявлять способность своего существования в двух направлениях. Это функционирование (сохранение своих особенных функций для поддержания целостности) и развитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды). Взаимосвязь этих двух тенденций носит диалектический характер: управление достигнутым функционированием имеет стабилизирующий и одновременно сдерживающий характер, а управление развитием организации носит инновационный характер, разрушающий процесс достигнутого уровня функционирования.
Обострение противоречий через преобладание деструктивных сил порождает опасность возникновения и развития кризиса, угрожает жизнестойкости социально-экономической системы, оказавшейся под давлением негативных внешних и внутренних факторов.
Причины кризиса могут быть:
• объективными — связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;
• субъективными — порожденные ошибками и недостатками в управлении.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Внешние причины кризисов связаны с несовершенством управления на макро- и микроэкономических уровнях, с инновациями (новые научные знания, развитие научно-технического прогресса), с природными изменениями (например, ухудшение экологической ситуации), наконец, с обстоятельствами непреодолимой силы. Внешние причины для возникновения и развития кризиса существуют всегда, поэтому так важно предвидеть его возможные проявления. Внутренни е причины кризиса связаны с неэффективным менеджментом на предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности.
|
|
Для уяснения понятия кризиса важно предвидеть всевозможные последствия кризисов, будет ли это финансовое оздоровление или ликвидация предприятия.
Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Возможен переход в состояние нового кризиса, может быть, еще более глубокого и продолжительного.
Последствия кризиса могут сопровождаться резкими изменениями или мягким длительным и поступательным выходом из состояния кризиса.
Посткризисные изменения в развитии предприятия могут носить долгосрочный или краткосрочный, а также обратимый или необратимый характер, отличаться качественными или количественными характеристиками.
Следует отметить, что кризис экономики советского периода относится к категории существенных по количеству и качеству, длительности периода, разрушительным последствиям. Тем важнее учесть допущенные ошибки и не допустить повторного обострения этого кризиса, подобного пережитому дефолту, сконцентрировать все позитивные усилия по скорейшему выздоровлению экономики и общества в целом.
В процессе учета и анализа банкротств важно определить вид экономического кризиса и его особенности. Идентификация кризиса позволит более четко высветить те параметры, по которым можно будет разрабатывать планы финансового оздоровления, способные реализовываться и выводить предприятие из кризиса.
Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими.
|
|
Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. Причины кризиса могут носить случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента
Закономерность причин может быть связана с жизненным циклом предприятия, отрасли и общества в целом. Также причины могут появляться естественным путем (землетрясения, ураганы, наводнения) и привноситься искусственно (террористические акты).
Характер протекания кризиса может различаться по нескольким признакам. Кризис может быть глубоким, с разрушением тех или иных модулей социально-экономической системы. И наоборот протекать последовательно и безболезненно, в смягченных условиях.
Затяжные кризисы длятся долго, что говорит о неумении управлять ситуацией. Кратковременный кризис охватывает короткий период времени. Глобальный кризис касается всей социально-экономической системы, локальный затрагивает ее часть. Явный характер кризиса сразу заметен, легко обнаруживается. В свою очередь, скрытый кризис протекает незаметно и поэтому наиболее опасен.
Последствия кризисов могут привести к обновлению или разрушению, оздоровлению или возникновению нового кризиса, ослаблению или его обострению, плавному выходу или резкому усугублению кризиса. По причина» возникновения
В анализе конкретных кризисных ситуаций необходимо отслеживать пограничные линии охвата социально-экономической системы, структуру этой
системы и среду функционирования.
По степени управляемости кризис классифицируют как неуправляемый и управляемый.
Причины возникновения кризиса могут носить природный (условия жизнедеятельности человека с изменениями климата и катаклизмами), экологический (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных для человека технологий и др.)» социальный характер (столкновение интересов и обострение противоречий социальных групп: работников и работодателей и т.д.), политический (политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики и прочих проявлениях регулирующей функции государства) экономический (острые противоречия в экономическом состоянии организации. Это могут быть кризисы перепроизводства и сбыта товаров; взаимоотношения между партнерами; неплатежи; потери конкурентных преимуществ. В этой группе особое место занимают финансовые кризисы, которые характеризуют противоречия между доходами и расходами организации. Финансовый кризис проявляется в форме задержек выплат заработной платы, неплатежей).
Психологические кризисы проявляются в виде стрессов, приобретающих массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, страха за будущее;
Технологический — это кризис новых технологических идей, который проявляется в виде обострения противоречий между тенденциями научно-технического прогресса и возможностями организации.