инвестиционных фондов и других организаций, работавших с приватизационными
чеками граждан, что создало основу для финансовых афер, обмана граждан и других
злоупотреблений.
· Характерно приобретение за бесценок контрольных пакетов акций лицами
(чаще всего, из администрации предприятий), которые не обеспечили хотя бы
сдерживания спада производства на купленных предприятиях.
Значительная часть акций приватизированных предприятий, в соответствии с
моделями приватизации использованными в Российской Федерации, осталась в
собственности государства. По итогам российской приватизации в 1995 году
совокупный частный сектор по числу впервые превысил государственный (50,5 и
49,5 % соответственно). По доле произведенной продукции в ВВП этот рубеж не
был преодолен.
Следовательно, многие организации с точки зрения экономических форм
собственности, превратились в смешанные. По завершении акционирования встает
проблема управления смешанными предприятиями при сохранении контроля
|
|
государства над ними, или при необходимости, реализации пакета акций,
закрепленных за государством.
Кратко остановимся на финансовых аспектах приватизации. Федеральные и
местные программы предусматривали определенные нормативы распределения средств
по бюджетам разных уровней. Учитывая "ваучерный" характер первого этапа нашей
приватизации, нельзя было и ожидать поступления значительных средств от
приватизации государственного имущества. Они действительно оказались весьма
незначительными, что подтверждается как данными по Российской Федерации в
целом, так и по Псковской области, представленных в таблице и диаграммах.
Таблица D. Доходы от приватизации в Российской Федерации (млрд. руб.)[13]
1993 г. | 1994 г. | |
Общая сумма доходов от приватизации | 310.1 | 734.7 |
В т.ч. в федеральный бюджет | 62.6 | 113.5 |
В бюджеты территорий | 247.6 | 621.2 |
Доля доходов от приватизации в общем объеме налоговых поступлений | 0.8 | 0.5 |
Совокупный федеральный доход от приватизации в 1995 г. составил 7,6 трлн.
рублей, а по итогам 9 мес. 1996 г. - 1 трлн. рублей.
Доходы от приватизации в Псковской области оказались на уровне
среднероссийских показателей и не превысили одного процента от доходов
бюджета:
Несмотря на незначительную величину средств, полученных от приватизации на
первом этапе, следует иметь в виду, что полученные доходы - специфический
вид финансовых ресурсов государства, регионов и приватизируемых
предприятий. Это надлежит учесть на втором (денежном) этапе приватизации.
Нецелесообразно использовать полученные доходы на покрытие текущих бюджетных
расходов и пополнение оборотных средств, что чаще всего имело место. Уместно
привести замечание бывшего премьер-министра Великобритании лорда