Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм

Маневрировать финансовыми ресурсами.

· минусом внебюджетных фондов является то, что они

позволяю) манипулировать показателями исполнения бюджета, в частности,

покрывать бюджетный дефицит за счет средств фондов. Это приводит к

невыполнению финансовых обязательств государства, но ответственность за эти

нарушения более мягкая и «отсроченная» (по сравнению с ответственностью за

неисполнение бюджета). Поскольку процесс разработки, утверждения и исполнения

внебюджетных фондов находится вне поля зрения представительных органов власти,

это порождает волюнтаризм в их формировании и использовании. Значительная часть

специалистов считает необходимым ввести средства этих фондов в систему

государственного бюджета и выделить их специальным разделом в бюджете, тем

более, что в большинстве экономически развитых стран такие фонды входят в

систему государственного бюджета.

В. Г. Пансков отмечает: «Вопрос о статусе государственных целевых фондов далеко

не праздный, если вспомнить, что по своим размерам они сопоставимы с

федеральным бюджетом»[32].

Главным звеном финансовой системы является -государственный бюджет,

который, во-первых, представляет собой крупнейший централизованный денежный

фонд, предназначенный для обеспечения реализации задач и функции органов

государственной власти и местного

самоуправления.

С другой стороны, бюджет - основной финансовый план соответствующего уровня

государственной власти или местного самоуправления, где указываются их доходы

и расходы.

Более полное определение экономического содержания бюджета предлагает И.

Подпорина: Бюджет «представляет собой систему экономических отношений не только

формальных, по поводу образования и расходования фондов денежных средств, но и

по реализации взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией

бюджетного устройства и бюджетного процесса. Это система, посредством которой

осуществляется распределение и перераспределение национального дохода на

экономическое и социальное развитие Федерации в целом и ее субъектов, в

частности. С ее помощью государство стремится воздействовать на

макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный

механизм»[33].

Бюджетные отношения можно объединить в три группы:

1. Отношения по поводу бюджетного устройства и бюджетной системы.

2. Отношения по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами.

3. Отношения по поводу формирования и исполнения бюджета (бюджетного

процесса).

Построение бюджетной системы страны определяется типом государственного

устройства.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических

отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на

территории страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: