Маневрировать финансовыми ресурсами.
· минусом внебюджетных фондов является то, что они
позволяю) манипулировать показателями исполнения бюджета, в частности,
покрывать бюджетный дефицит за счет средств фондов. Это приводит к
невыполнению финансовых обязательств государства, но ответственность за эти
нарушения более мягкая и «отсроченная» (по сравнению с ответственностью за
неисполнение бюджета). Поскольку процесс разработки, утверждения и исполнения
внебюджетных фондов находится вне поля зрения представительных органов власти,
это порождает волюнтаризм в их формировании и использовании. Значительная часть
специалистов считает необходимым ввести средства этих фондов в систему
государственного бюджета и выделить их специальным разделом в бюджете, тем
более, что в большинстве экономически развитых стран такие фонды входят в
систему государственного бюджета.
В. Г. Пансков отмечает: «Вопрос о статусе государственных целевых фондов далеко
не праздный, если вспомнить, что по своим размерам они сопоставимы с
федеральным бюджетом»[32].
Главным звеном финансовой системы является -государственный бюджет,
который, во-первых, представляет собой крупнейший централизованный денежный
фонд, предназначенный для обеспечения реализации задач и функции органов
государственной власти и местного
самоуправления.
С другой стороны, бюджет - основной финансовый план соответствующего уровня
государственной власти или местного самоуправления, где указываются их доходы
и расходы.
Более полное определение экономического содержания бюджета предлагает И.
Подпорина: Бюджет «представляет собой систему экономических отношений не только
формальных, по поводу образования и расходования фондов денежных средств, но и
по реализации взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией
бюджетного устройства и бюджетного процесса. Это система, посредством которой
осуществляется распределение и перераспределение национального дохода на
экономическое и социальное развитие Федерации в целом и ее субъектов, в
частности. С ее помощью государство стремится воздействовать на
макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный
механизм»[33].
Бюджетные отношения можно объединить в три группы:
1. Отношения по поводу бюджетного устройства и бюджетной системы.
2. Отношения по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами.
3. Отношения по поводу формирования и исполнения бюджета (бюджетного
процесса).
Построение бюджетной системы страны определяется типом государственного
устройства.
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических
отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на
территории страны.