Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:
1. Подготовка прогноза и бюджета продаж.
2. Определение ожидаемого объема производства.
3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
4. Расчет и анализ денежных потоков.
5. Составление плановых финансовых отчетов.
На основе данных финансово-экономической стратегии предприятия прежде всего формируются целевые установки на заданный период планирования (год, месяц). Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово-экономической службы и т. д. Руководители служб должны обеспечить выполнение целевых установок. На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж. Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и наиболее спорным моментом.
Объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:
|
|
деятельностью конкурентов;
общим положением на национальном и мировом рынках;
политикой ценообразования;
сезонными колебаниями спроса и поставок;
объемом платежеспособного спроса;
результативностью рекламы;
качеством продукции и т. д.
1) На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.).
Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.