Принципы выделения центров ответственности в организации

Классификация затрат по степени регулирования.

Центры ответственности

По степени регулируемости затраты можно разделить на 3 группы:

1. полностью регулируемые;

2. частично регулируемые или произвольные;

3. слабо регулируемые.

Полностью регулируемые затраты отражают четкую функциональную связь между условными и предпосылками процесса производства продукции и оказания услуг и его результатами.

Пример: в туристской фирме- плата поставщикам услуг.

Частично регулируемые или производственные затраты - это затраты в которых отсутствуют жесткая причинно- следственная связь между условными и результатами процесса производства продукции и оказания услуг. Эти затраты возникают в результате периодических (ежемесячно, ежегодно) принимаемых решений. Это например: затраты на рекламу.

Слабое регулирование затрат - это затраты возникающие, как результат обладания долгосрочными активами.

Например: затраты на приобретение оборудования.

Степень регулирования затрат коррелирует с функциональными областями в которых эти затраты возникают.

Полностью регулируемые затраты возникают прежде всего в сфере производства и сбыта.

Производственные затраты возникают в сфере научно- исследовательских работ, маркетинге, и в сфере обслуживания клиентов.

Слабое регулирование затрат возникают во всех функциональных областях:

· научно- исследовательская работа,

· производство,

· маркетинг,

· распределение и сбыт.

Классификация затрат по степени регулируемости позволяет понять, кто и на сколько сильно может воздействовать на затраты. Степень регулируемости затрат будет разной в зависимости от следующих условий:

1. длительности периода времени поскольку в долгосрочный период появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в краткосрочном периоде считаются заданными.

2. полномочие лица принимаемого решения поскольку затратами, которые являются заданными для лиц занимающих низшие ступени иерархии могут оказаться регулируемыми для высшего руководства, поэтому классификация затрат по степени регулруемости дополняется делением отделов и служб организации по центрам ответственности.

Понятия центров ответственности и их классификация.

Центры ответственности - это сегмент внутри предприятия во главе которой стоит ответственное лицо принимающие решения.


Рис. 2. Классификация центров ответственности.

Центры затрат - это подразделения руководитель которого, отвечает только за затраты. Это например: отдел или менеджер по формированию тура.

Можно считать, что центры затрат- это самое мелкое подразделение, которое входит в состав всех остальных центров ответственности.

Центры выручки - это подразделения которые отвечают преимущественно за выручку, а за затраты он отвечает:

1. в ограниченном объеме, т.е. в пределах затрат необходимых для получения выручки.

Например: начальник отдела продаж отвечает за затраты необходимые для сбыта тур услуги.

2. косвенно, т.е. если сбыт не будет осуществлен и выручка не будет сформирована, то затраты образующие себестоимость тур продукта останутся непокрытыми.

Центр прибыли - это подразделение руководитель которого отвечает как за затраты, так и за формирование прибыли.

Это например: организация входит в состав крупного туристско- гостиничного комплекса.

Деление организации по центрам прибыли обычно применяется при дивизионной организационной структуре.

По принципу один дивизион- один центр прибыли, но возможны и исключения. Например: иногда в качестве центров прибыли выделяются функциональные подразделения организации или его вспомогательные службы, если такое выделение происходит, то встает вопрос о формирование внутренних цен. Функциональные подразделения в таком случае называются псевдо центры прибыли, их затратами считаются установленные в организации нормативные затраты на производство продукции и услуг плюс затраты самой службы. Выручкой является выручка от реализации, а прибылью разность между выручкой и затратами.

Центр инвестиций - это подразделение руководитель которого отвечает за капиталовложение, доходы и затраты.

Например: новая гостиница в составе гостиничного туристского комплекса.

Наиболее часто используемыми являются следующие принципы:

· Функциональный;

· Территориальный;

· В соответствие организационной структуры;

· Сходство структуры затрат.

По функциональному принципу выделяются следующие центры ответственности:

· Обслуживающие;

· Материальные;

· Производственные;

· Управленческие;

· Сбытовые.

Обслуживающие центры ответственности оказывают услуги другим центрам внутри организации.

Например: электроподстанция, столовая для персонала и т.п. это всегда вспомогательные центры.

Материальные центры ответственности служат для изготовления и хранения материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Например: отдел материально- технического снабжения, склад. Это могут быть и основные и вспомогательные центры. При детальном учете затратно- материальных центров ответственности можно отнести на конкретный вид продукции.

Производственные центры ответственности – это подразделения основного и вспомогательного производства. Затраты подразделения основного производства обычно можно отнести на конкретную продукцию. Затраты вспомогательных центров ответственности включаются в себестоимость продукции опосредованно (через их распределение пропорционально некоторым базовым показателям деятельности основных центров ответственности).

Управленческие центры ответственности представляют собой администрацию организации. Затраты этих центров непосредственно не связаны с конкретными видами продукции и распределяются пропорционально выбранной базе.

Сбытовые центры ответственности занимаются реализацией продукции, это основные центры и их работу как правило можно соотнести с конкретными видами продукции.

Деление по функциональному признаку обычно выполняется деление по территориальному принципу.

По территориальному принципу выделяются следующие центры ответственности:

· В рамках одного центра ответственности объединены несколько функций.

Например: некоторая фирма имеет несколько агентств в различных регионах, причем каждое агентство занимается самостоятельно маркетингом, рекламой, сбытом и т.п.

Агентства эти небольшие поэтому делить их на более мелкие центры ответственности нецелесообразно.

· Одно функциональное направление деятельности подразделяют на несколько центров ответственности. Это ситуация менее характерна для туризма и более для гостиничного сервиса.

Например: организация имеет несколько складов расположенных в разных районных города, функциональные центры ответственности могут быть разделены по принципу сходства структуры затрат. При этом возникает такое дополнительное удобство, как возможность работы с одинаковыми калькуляциями и нормативным затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: