Патриархальное хозяйство восточных славян

Лекция Фролкина П.П. Дофеодальная эпоха. Становление феодализма.

Развитие сельского хозяйства и начало выделения ремесла. Самой значительной группой племен, обитавших на бескрайних просторах территории СССР в начале нашей эры, были восточные славяне — предки русского, украинского и белорусского народов. Они занимали огромную территорию — от Ладожского озера на севере до Черного моря на юге и от Дона, Оки и верхне­го течения Волги на востоке до Днестра и Карпат на западе.

Главная отрасль хозяйства восточных славян земледелие была основана на использовании железных орудий труда (из. железа изготовлялись рабочие части земледель­ческих орудий—лемехи плугов, сошники, наконечники сох и т. д.). Применение этих орудий обусловило переход к более производительному пашенному земледелию и яви­лось настоящим переворотом в истории сельскохозяйствен­ного производства: стало возможным обрабатывать новые значительные земельные площади при помощи тягловой силы, скота.

У восточных славян сложилось несколько систем пашен­ного земледелия: в лесостепной зоне по среднему течению Днепра и Днестра — переложная система земледелия, ко­торая состояла в том, что земледелец, истощив в течение не­скольких лет участок земли, забрасывал его, чтобы вернуть­ся сюда через 20 —30 лет, когда восстановится плодородие почвы; в лесной зоне по верхнему течению Волги, по Оке, Волхову — подсечная (огневая), когда участки очищали от деревьев, а потом несколько лет подряд сеяли на них; после того как почва истощалась, переходили на новое место. Культивировались рожь, пшеница, ячмень, овес, бобы, про­со, репа, лен и конопля; разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и коз.

В VI—VIII вв. у славян ремесло начинает отделяться от земледелия — кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных изделий, гончары оседают в укрепленных местах— «градах» и «погостах», являющихся центрами небольших округ—будущих городов. Лишь из железа и стали древне­русские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. Киевские металлурги в совершенстве владели сваркой, литьем, ковкой металла, наваркой и закалкой стали. Вместо сыродутного горна, известного еще в Х в., появляется более совершенная чугунолитейная домница. Растет специализация ремесла по районам, выделяется, в частности, к XII в. Устюжский район на северо-западе, специализирующийся на литейном производстве. Овручский район на юго-западе стал знаменит изготовлением шифер­ных пряслиц- Находки римских и других монет и разных предметов свидетельствуют о том, что славянские племена, жившие по Днепру и Днестру, имели хозяйственные связи с Западной Европой, Крымом, Кавказом.

Возникновение соседской общины. Общественная струк­тура славянских племен приспосабливалась к господству пашенного земледелия. Происходит замена родовой общи­ны соседской. На юге, в лесостепной зоне, соседская общи­на ^ «вервь»—возникла еще в середине I тысячелетия н. э. В северных, лесных районах соседская община (она здесь называлась «мир») сменила родовую несколько позже— в VII—IX вв. И в «верви», и в «миру» земля первое время, оставаясь собственностью общины, периодически делилась на участки, которые передавались в пользование отдельным семьям. Луга, выгоны, леса, водные угодья использовались сообща всей общиной. Однако постепенно переделы пахот­ной земли прекращались и участки переходили в собствен­ность отдельных семей,

В общине возникает социальное неравенство. Выделяет­ся родоплеменная знать — «светлые князья», «лучшие мужи», опиравшиеся на военных дружинников («бояр»). В середине I тысячелетия родоплеменной знати принадле­жали уже большие богатства и много рабов из числа военно­пленных и обедневших членов общины. Однако рабство у славян носило больше домашний, патриархальный харак­тер и не переросло в рабовладельческий способ производст­ва. Классовое общество, складывавшееся у восточных сла­вян в середине 1 тысячелетия, приобретало характер фео­дального, которое в то время утверждалось у большинства народов Европы.

Социально-экономическая при­рода древнерусского государства. Развитие феодального хозяйства сделало большой шаг вперед в IX—XII вв., в период существования древнерусского государства — Киев­ской Руси. Согласно археологическим и письменным памят­никам, в VIII—IX вв. у восточных славян уже существова­ли территориальные княжества — «земли». Из них наиболее сильными стали Киевское княжество на юге и Новгородское на севере, которые в конце IX в. объединились под главенст­вом Киева. Это и положило начало единому древнерусско­му государству —„Киевской Руси, объединившей под сво­ей властью все восточно-славянские земли и некоторые не­славянские народы. Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство. Во главе ее стоял великий князь, опиравшийся на военную дружину. Из числа дру­жинников — бояр — назначались наместники и управите­ли различных территорий и племен.

В период образования Киевской Руси феодальный строй еще не сложился окончательно. Большинство населения со­стояло из свободных крестьян-общинников — смердов. Сво­бодные общинники принуждены были платить натурой или деньгами дань киевскому князю и выполнять в пользу го­сударства различные повинности: строить дороги, содержать князя и его дружину во время их передвижения но стране и т. д. Кроме того, общинники должны были во время вой-иьт участвовать за свой счет в ополчении. Христианство, при­нятое на Руси в конце Х в., способствовало усилению государственной власти, освящало феодальный строй, стало его идеологической основой.

Киевская Русь сыграла в истории очень важную роль. Образование Киевского государства способствовало посте­пенному формированию единой древнерусской народности. которая явилась общим предком братских восточно-славян­ских народов — русского, украинского и белорусского. Древнерусское государство обеспечило дальнейшее разви­тие экономики и культуры ряда народов Восточной Евро­пы.

Рост крупного землевладения и усиление феодального гнета. Уже первые киевские князья во время войн за под­чинение Киеву всех славянских племен сосредоточили в своих руках крупный.земельный фонд. Для упрочения своей власти князья передавали часть захваченных земель в руки бояр (дружинников) в качестве вознаграждения за службу; значительные владения были розданы и местной знати — земским боярам, чтобы приблизить их к княжес­кому двору и тем ослабить местный сепаратизм.

Осевшие на землю дружинники князя и земские бояре составили в Киевской Руси класс феодалов. Феодалы стали постепенно ограничивать свободу крестьян, живших на по­жалованных землях, а дань и повинности, которые смерды были обязаны выполнять в пользу князя, обращать в свою пользу, т. е. превращали эти государственные повинности в феодальную ренту. Феодалы также осваивали пустующие земли с помощью своих рабов (холопов) и зависимых кре­стьян.

Наряду с княжеским и боярским развивалось и церков­ное, монастырское землевладение. Земельные владения церкви созданы были за счет дарения князей и бояр, а так­же вымогательства и обмана. Уже в XII в. монастыри прев­ратились в крупнейших землевладельцев. Киево-Печерскому монастырю, например, принадлежали целые волости и города. Изменения, происходившие в структуре древне­русского общества, нашли отражение в «Русской правде» — своде законов древнерусского государства.

«Русская правда» защищала классовые интересы феода­лов, определяла привилегии феодала, положение зависимых от него крестьян и прочих групп населения. Это было вы­ражено, в частности, в системе наказаний: за убийство боя­рина (княжеского дружинника) виновный платил штраф —виру — князю в размере 80 гривен, а за убийство раба (хо­лопа) хозяину убитого возмещалась лишь «стоимость» по­следнего в размере 5 гривен.

Большое внимание в ^Русской правде» уделено защите феодальной собственности. За нарушение границ земельных владений, например, полагался большой штраф; виновного в поджоге вместе с семьей обращали в рабов.

«Русская правда» отразила происхождение феодальной зависимости населения путем как экономического, так и вне­экономического принуждения. Экономическое принужде­ние состояловтом,что разорившийся в результате войны или стихийного бедствия смерд сам вынужден был идти в каба­лу к светскому или церковному феодалу. В «Русской прав­де» это рядовичи, закупы. Рядовичами называли феодально зависимых людей, которые заключали договор (ряд) с фео­далом и тем самым признавали свою зависимость от него. Если условием этого договора была денежная ссуда (ку­па) или другой вид помощи зерном, скотом, то такой рядо­вич назывался закупом. Закуп считался временно зависи­мым от феодала, однако возвратить долг было нелегко, и поэтому временная зависимость обычно превращалась в постоянную: закуп становился крепостным. Наиболее рас­пространенной разновидностью закупов были «ролейные» закупы, которые за ссуду работали на земле феодала и поль­зовались его инвентарем. Внеэкономическое принуждение состояло в установлении власти феодалов над целыми об­щинами и феодальной эксплуатации людей, попавших в рабство.

Как показывают «Повесть временных лет» и «Русская правда», в Киевской Руси было значительное число холо­пов — военнопленных, а также людей, продавших себя за долги, вступивших в брак с холопкой без заключения осо­бого договора с ее господином и т. д. Феодалы нередко экс­плуатировали рабов как крепостных крестьян, т.е. наделяли их участком земли и облагали феодальной рентой в виде бар­щины. оброка. По летописи, князья расселяли захваченных на войне рабов в своих землях; из этих рабов, ведущих самостоятельное хозяйство и обрабатывающих княжескую землю, создавались целые деревни.

Таким образом, бывшие свободные крестьяне и бывшие рабы постепенно сливались в один класс — феодально за­висимого крестьянства. Однако этот процесс закончился позднее. В период Киевской Руси оставалось еще значитель­ное число свободных смердов-общинников.

Феодальное землевладение в Киевской Руси сложилось в форме вотчины — владения, которое находилось в полной собственности феодала, передавалось по наследству, могло быть продано, подарено и т.д. Вотчина могла включать не­сколько сел. Центром вотчины был двор, где стояли господ­ские хоромы, избы для челяди, разные хозяйственные служ­бы—конюшни, хлевы, амбары. Кроме лошадей, крупного и мелкого скота, домашней птицы во дворе держали охот­ничьих собак и ловчих птиц — соколов и ястребов. Ко двору примыкали пашни, луга, леса, бортнические угодья. Кня­жеским вотчинным хозяйством управлял огнищанин (от слова «огнище»—хозяйство), ему подчинялись приказчи­ки — тиуны — и сельские старосты. Непосредственными производителями были крепостные. В крупных, особенно княжеских, вотчинах было много холопов в качестве домаш­ней прислуги.

Запашка феодала обрабатывалась при помощи отрабо­точной ренты (барщины), а рента большинства зависимых крестьян состояла из натурального оброка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: