Трансфер технологий осуществляется стадийно, и, в зависимости от стадии инновационного процесса, существуют достаточно известные формы (методы) трансфера.
Для иллюстрации стадийности часто используют так называемую «линейную модель инновационного процесса», основанного на продвижении технологии. Для обоих режимов продвижения – «рыночной тяги» и «технологического толчка» модель имеет одинаковый вид. Однако, как мы увидим далее, смысл таких этапов продвижения как «замысел», «прототипирование» и «малое серийное производство» для разных режимов оказывается различным.
Рис.1.3 Линейная модель инновационного процесса
Модель достаточно хорошо демонстрирует направленность движения к рынку, а также связывает объемы необходимых инвестиций S с величиной риска R, которая понимается как вероятность неудачи выхода на рынок. Каждый последующий этап продвижения к рынку требует приблизительно на порядок больших инвестиций, чем предыдущий. Так как решения об инвестициях всегда принимают живые люди, они всегда чувствуют свое положение и всегда чувствуют какого объема инвестиции при каких рисках и величине потенциального выигрыша они готовы сделать. Это свойство для каждого проекта описывается формулой
|
|
Si * Ri = const.
Приведенное выше простое, но важное соображение позволяет увидеть экономический смысл развития и продвижения технологии, который в глазах ученого обычно заслонен содержательной стороной дела. Экономический смысл каждого из этапов продвижения заключается в понижении рисков неудачи при выходе на рынок. Описание этих рисков содержится в Таблице 1.3.
Таблица 1.3
Риски и экономический смысл этапов инновационного процесса
№ | Этап | Смысл этапа | Результаты (продукты) | Ключевые участники |
1. | Замысел | - ответ на запрос рынка - «рыночная тяга» - рыночное предложение - «технологический толчок» | концепция технологического развития концепция нового продукта | ученые изобретатели |
2. | НИР | снятие риска несоответствия замысла законам природы | новые знания, изобретения | ученые, изобретатели |
3. | НИОКР | снятие риска нереализуемости замысла при данном уровне развития общих технологий | конструкторская документация изобретения, полезные модели, ноу-хау | ученые, инженеры, конструкторы, технологи |
4. | прототип | - снятие риска несоответствия замысла условиям производства на нашем конкретном предприятии («тяга») - снятие риска качественного несоответствия запросу рынка («толчок») | технологические процессы дизайн, изобретения полезные модели промышленные образцы | маркетологи, инженеры, конструкторы, технологи дизайнеры |
5. | малая серия | - разработка технологии производства, начало продаж - снятие риска несоответствия запросу рынка | технологический регламент полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, товарные знаки | менеджеры, маркетологи, дизайнеры, логистики, конструкторы, инженеры |
6. | серийное производство | снятие риска несоответствия объемов спроса и предложения | регламент производства товарные знаки | менеджеры, экономисты, технологи, логистики, рабочие |
7. | продажи | дистрибуция продукта, получение дохода | формат бизнеса | менеджеры, экономисты, логистики, дистрибьюторы, консультанты, продавцы |
8. | обслуживание | сервис, получение дохода | менеджеры, экономисты, логистики, консультанты |
Из приведенной таблицы видно, что содержательное влияние ученого на технологию, фактически, ограничивается выполнением НИР и ОКР. Далее задача продвижения технологии переходит в другие руки – см. столбец «ключевые участники». Однако именно результаты НИОКР оказывают особенно сильное влияние на формирование портфеля прав интеллектуальной собственности, необходимого научной организации для реализации любой из перечисленных форм трансфера технологий.
|
|
Итак, мы видим, что при продвижении продукта на рынок от этапа к этапу изменяется содержание и стоимость работ, количество участников и характер квалификации участников.
Это означает, что при продвижении проект неизбежно переходит «из рук в руки» как по существу работы, так, чаще всего, и в смысле распределения прав на технологию. Как теперь понятно из свойства коммерциализуемости успешной технологии на каждом этапе ее развития, смысл инвестирования в продвижение технологии может заключаться в приобретении прав как на возможные конечные результаты, предназначенные для использования в собственном производстве, так и на промежуточные результаты, права на которые также могут принести доход при их реализации (уступке). В частности, в такой промежуточной продаже заключается смысл венчурного бизнеса.
Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в следующей таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Основные факторы, влияющие на реализацию инновационного процесса
Группа факторов | Факторы, препятствующие инновационной деятельности | Факторы, способствующие инновационной деятельности |
Экономические, технологические | Недостаток средств для финансирования, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. | Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. |
Политические, правовые | Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. | Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций |
Социально психологические, культурные | Сопротивления переменам, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. | Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда, нормальный психологический климат в трудовом коллективе. |
Организационно-управленческие | Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. | Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп. |
|
|