Группировка косвенных расходов зависит от того, что считается объёктом затрат.
Существует учёт издержек по видам, по местам их возникновения, по центрам ответственности и по носителям затрат.
1.Учёт расхода по видам:
Возможные виды определяет 25 глава НК, организация такого учёта позволяет предприятию рассчитать структуру себестоимости, т.е. % соотношение отдельных элементов. Для удобства каждого вида затрат присваивают регистрационный номер, отражают в первичном документе. Учёт позволяет выделить резервы снижения себестоимости.
2. Учёт затрат по местам возникновения.
Место возникновения – это структурное подразделение предприятия, по которому организация ведёт учёт расходов, планируемые, нормируемые. Для контроля и управления затратами производственных ресурсов (цех, участок, рабочее место, бригада). Каждому месту присваивается регистрационный номер с выделением места возникновения главных и вспомогательных затрат.
3. учёт по центрам ответственности.
Центр ответственности- сегмент предприятия, за результаты работы которого отвечает его руководитель. Цель такого учёта состоит в накоплении данных о расходах, доходах по каждому центру. Фактические данные по центрам ответственности отражаются бухгалтером в отчётах об исполнении сметы
|
|
4. Учёт по носителям затрат.
Носители затрат – изделия, ПФ, группы однородных изделий, заказы, объекты, услуги. После группировки соответствующих затрат начинается процедура распределения затрат.
Пример: Медицинская клиника оказывает платные медицинские услуги. Организационная структура:
2 производственных подразделения: отдел терапии и хирургии
3 непроизводственных службы: администрация, прачечная, столовая
Затраты центров ответственности клиники в у.е.:
администрация -900 у.е.
прачечная – 225 у.е.
столовая -475 у.е.
хирургия – 1200 у.е.
терапия – 1000 у.е.
итого: 3800 у.е.
метод прямого распределения:
база распределения – доля в выручке от реализации медицинских услуг.
Показатели | хирургия | терапия | итого |
Прямые затраты | |||
Доля в выручке от реал-ции% | |||
Распределение затрат админист. | |||
Распределение затрат прачечных | |||
Распределение затрат стол. | |||
Всего затрат после распределения |
Применяются следующие факторы затрат:
1. ОЗП производственных рабочих
2. Произв-я себестоимость
3. объём выпуска в натуральном выражении
4. затраты на основные материалы
5.валовая продукция
Недостаток: метод не учитывает то. Что сегменты предприятия оказывают услуги друг другу.
|
|
Метод пошагового распределения затрат
Шаг1 определяет затраты по центрам ответственности
Шаг2 определение базовой единицы, т.е. единицы объёма, по которым распределяют услуги вспомогательных служб
Шаг3 распределение затрат по принципу от непроизводственных к производственным подразделениям.
Базовые единицы:
администрация -10 человек
прачечная – 5 человек
столовая – 5 человек
хирургия -20 человек
терапия – 30 человек
по прачечной:
столовая -20 кг. белья
хирургия – 60 кг.
терапия – 40 кг.:
по столовой
хирургия – 100 пациентов
терапия -200 пациентов
1.
·
Подразделения больницы | Затраты | Админ. | Пром. расчёт | Прачеч-ная | Пром. расчёт | Стол- вая | Общие затраты |
администрация | 900* | - | - | - | - | - | |
прачечная | 300* | - | - | - | |||
столовая | 600* | - | |||||
хирургия | |||||||
терапия | |||||||
* - затраты подлежащие распределению.
5: 5: 20: 30 – упрощаем
1: 1: 4: 6 =12
900: 12 = 75 у.е.
75: 75: 300: 450
20: 60: 40
1: 3: 2 = 6 у.е.
50: 150: 100
100: 200
1: 2 = 3
600: 3 = 200
200: 400
Метод взаимного распределения затрат
Он применяется в бухгалтерском учёте, используется когда между непроизводственными подразделениями предприятия происходит внутри фирменный обмен услугами.
Центры оказывающие услуги | Центры потребляемые услуги | итого | |||
Админ. | Хоз.блок (прач.+стол.) | хирургия | терапия | ||
Хоз.блок: | |||||
Прямые затраты | - | ||||
Доля прямых затрат в общей в % | 900: 3100= | - | 38,7 | 32,3 | |
Админ.: | |||||
Прямые затраты | - | ||||
Доля прямых затрат в общей в % | - | 700:2900= 24,2 | 41,4 | 34,4 |
= 29% = 38,7% и т.д.
Рассчитываем затраты непроизводственных подразделений скорректированные с учётом 2-х стороннего потребл. услуг
Обозначим:
А – скорректированные затраты хозяйственного блока
К - администрации
Решаем эту систему уравнения
А = 700 + 0,242 (900+0,29А)
А = 700 + 217,8 + 0,07А
0,93А = 917,8
А986,88987
К = 900 + 0,290987
К = 1186
Хирургия = 1200 + 1186 0,414 + 987 0,387 = 2073
Терапия = 1000 + 11860,344 + 987 0,323 = 1727
Пример:
ОАО»Ранеп» изготавливает бытовую технику. Организационная структура:
Цех 1 – изготовление пластмассовых корпусов
Цех 2 –изготовление металлических конструкций
Цех 3 – сборочный цех
3 непроизводственных:
- столовая
- мед.пункт
- администрация
Метод прямого распределения
Цех1 – 1600у.е.
Цех2 – 1700у.е.
Цех3 – 1200у.е.
Администрация -1000у.е.
Мед.пункт -300у.е.
Столовая -500у.е.
Итого – 6300у.е.
показатели | Цех 1 | Цех2 | Цех 3 | итого |
Прямые затраты | ||||
Доля в выр от реал % | ||||
Распред.затраты админ. | ||||
Распред.затр.мед.пунк. | ||||
Распр.затр.стол. | ||||
Всего затрат после распределения |
Базовые единицы:
Админ.-15 чел
Мед.пун.-4 чел
Столовая – 7 чел.
Цех1 -25 чел.
Цех2 – 20 чел.
Цех3 – 15 чел.