Фаза контроля качества.
Фаза отбраковки.
Эволюция методов обеспечения качества.
Пять исторических фаз.
- Фаза отбраковки
- Фаза контроля качества
- Фаза управления качеством
- Фаза менеджмента качества
- Фаза качества окружающей среды
1908 г. – Разобрали три автомобиля, смешали детали, собрали и завели => разработчику дали диплом и медаль за качество
- Точно поставленные идеалы и цели
- Здравый смысл. Компетентная консультация
- Дисциплина
- Справедливость по отношению к персоналу
- Учет
- Диспетчеризация
- Нормы и расписания
- Нормализация условий работы
- Нормирование операций
- Стандартные инструкции
- Вознаграждение за производительность
Система Тейлора: потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартом.
Задача: отсечение бракованных изделий и как можно раньше => Система пришла в противоречие с собой т.к. количество контролеров стало слишком велико.
Производство – это процесс и управлять нужно именно им, а не результатами.
Контрольные карты Шухарта отражают качество товара в партии по некоторым характерным видам неисправностей.
Появляется система аудита качества (проверка проверки). Основные усилия сосредотачиваются на процессе производства.
1950 г. Эдвард Деминг, американский специалист в области качества приехал в Японию с циклом лекций по формированию качества.
14 принципов качества из лекций:
1. Постоянное улучшение качества, конкурентоспособность.
2. Новая философия. Япония – проводник новой философии.
3. Устранение зависимости от массового контроля.
4. Необходимость минимизации совокупных затрат. Работа с поставщиками на основе лояльности, доверия.
5. Постоянное совершенствование системы производства и обслуживания.
6. Создание системы подготовки кадров на рабочих местах.
7. Создание системы эффективного руководства. Управляющий – лидер, а не надзиратель.
8. Искоренение страха, создание атмосферы защищенности, уверенности.
9. Разрушение барьеров между отделами. Необходимость предвидеть возникновение проблем.
10. Отказ от лозунгов, проповедей и заданий для рабочих. На 94% успех зависит от менеджеров и на 6% от рабочих.
11. Отказ от норм на производстве, от управления, ориентированного на цифры. Важно не количество, а качество.
12. Устранение барьеров, принижающих самосознание людей.
13. Введение программы повышения квалификации и самосовершенствования.
14. Формирование атмосферы всеобщей сопричастности к программе преобразований.
Ошибки американских корпораций.
- Планирование без учета требований. Нужно думать в долговременной перспективе.
- Акцент на краткосрочные результаты.
- Текучка административных кадров, отсутствие преемственности.
- Аттестация персонала.
- Управление только на основе цифр.
Джуран (Юран). Триады качества.
- Планирование.
Установление целей, определение покупателей, определение потребностей -> разработать продукт, разработать процессы и способы контроля.
- Контроль качества.
Оценка результатов -> сравнение полученных результатов с требуемыми -> принятие мер при наличии расхождений
- Улучшение качества.
Инфраструктура, ответственная за улучшения -> определение улучшаемых параметров -> создание команды -> обеспечение команды ресурсами, подготовка людей и мотивация.
Каори Ишикава (Исикава) – японец, специалист в области качества.
На результат действует множество причин, каждая из которых обусловлена собственными, более мелкими причинами (fish bone)
1 -> 2 -> 3 -> Сборка -> Покупатель
Филипп Кросби. Программа “0 дефектов”.
4 принципа качества:
- Качество – это соответствие требованиям
- Основа системы качества – предупреждение дефектов.
- Стандарт системы качества – “0 дефектов”.
- Мера качества – стоимость несоответствия
Процесс управления качеством.
Фейгенбаум. Системный подход к управлению качеством. Сделать хуже – себе дороже!
(1) Развитие рынка товаров и услуг
Обострение конкуренции
Гос. защита потребителей TQM (total quality management)
(2) Развитие теории надежности
(3) Развитие САПР
1. Большая часть дефектов закладывается на этапе разработки из-за недостаточного качества проектных работ.
2. Перенос центра тяжести с натурных испытаний на математическое моделирование.
3. Вместо “0 дефектов” концепция удовлетворенного потребителя.
4. Высокое качество за приемлемую цену, которая постоянно снижается.
1987 г. – стандарты серии ISO (International standard organization)
ИСО 9000 …
ИСО 9001 - модель для обеспечения качества от проектирования до монтажа.
ИСО 9002 - модель обеспечения качества при производстве и монтаже.
ИСО 9003 - модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытании.
ИСО 9004 - общее руководство качеством и элементы системы качества + стандарты терминологии.
TQM: QPo + QPl + QI + QA + TQC
QPo – политика области качества
QPl – планирование качества
QI – постоянное улучшение
QA – гарантия качества
TQC – всеобщее управление качеством