Классификация затрат на качество.
Затраты на качество.
Качество Ожидаемый уровень
Недоданное качество
Достигнутый уровень
Подход Джурана-Фейгенбаума:
- Затраты на предупредительные мероприятия (затраты на предотвращение возможных затрат)
- Затраты на контроль (затраты на определение и подтверждение уровня качества)
- Внутренние потери (затраты, понесенные организацией до продажи продукта в том случае, когда запланированный уровень качества не достигнут, т.е. отловлен брак)
- Внешние потери (затраты, понесенные после продажи потребителю, запланированный уровень качества не достигнут)
Подход Кросби:
- Затраты на соответствие (т.е. на то, чтобы все сделать правильно с первого раза)
- Затраты на несоответствие (т.е. на то, что не сделано правильно с первого раза)
Затраты на соответствие:
Предупредительные мероприятия
1. Затраты на управление качеством (создание СМК, сертификация)
2. Планирование качества другими подразделениями
|
|
3. Контрольно измерительное оборудование
4. Обеспечение качества поставок. Поиск поставщиков, входной контроль, поддержание связей
5. Аудит системы качества
6. Улучшение качества
7. Обучение
8. Неучтенные затраты, связанные с обеспечением качества
Затраты на контроль
1. Проверки и испытания (прежде всего, оплата труда испытательного персонала)
2. Контроль поставляемых материалов (испытания, работа инспекторов в лабораториях)
3. Расходные материалы
4. Процессный контроль. Оплата труда контролеров на линии
5. Прием продукции заказчиком (приемно-сдаточные испытания)
6. Приемка запасных частей и сырья
7. Аудит готового продукта Контроль произведенной продукции. Внешний аудит
Затраты на несоответствие
Внутренние потери
1. Отходы.
2. Переделки и ремонт. Восстановление
3. Анализ потерь. Затраты на выявление причин.
4. Взаимные уступки (допуск к применению материалов, не соответствующих техническим требованиям)
5. Снижение сорта. Затраты на снижение цены из-за низкого качества
6. Отходы и переделки, возникающие по вине поставщиков
Внешние потери
1. Продукция, не принятая потребителем (выявление причин и ремонт или замена)
2. Гарантийные обязательства.
3. Отзыв и модернизация продукции.
4. Жалобы (и предложения). Затраты, связанные с удовлетворением потребностей потребителя
5.4. Снижение общих затрат.
$
Общие
затраты
Затраты на
предупреждение
Затраты на
дефекты
Затраты на
контроль
Много Нет дефектов
Равновесие не стабильно во времени. Несмотря на то, что начиная с какого-то момента качество начинает стоить все дороже, необходимо стремиться к совершенству, т.к. уже завтра определенные параметры качества будут вчерашним днем.
|
|
Затраты в машиностроении (Британия):
Контроль – 25% Затраты на соответствие
Предупредительные мероприятия – 5% 30%
Брак - 70% Затраты на несоответствие 70%
Задача.
Затраты на качество (всего) – 10%
Внешние и внутренние потери - 50%
Контроль – 25%
Предупредительные мероприятия – 25%
Изменили затраты на качество
Новые затраты на качество – 6%
Новая структура затрат -?
6% от 10% - это 60 %, тогда
Внешние и внутренние потери - 30%
Контроль – 15%
Предупредительные мероприятия – 15%
1960 год.
Номинальное значение Значение
L(x) = C(x-x0)2
x – измеряемое значение, например, диаметр
x0 - номинальное
C – коэффициент масштаба
1) Постоянное стремление к улучшению.
2) Даже очень грубая оценка функции потерь позволяет расставить приоритеты мероприятий.
3) Дает основу для количественной оценки значимости мероприятий, направленных на повышение качества.