Спортивные упражнения

Спортивные упражнения в практике физического воспитания занимают значительное место. Хотя заниматься спортом с целью достижения высоких спортивных результатов детям дошкольного возраста не рекомендуется, элементарные элементы подготовки и соревнований возможны и целесообразны. Они содействуют развитию основных групп мышц, костной, дыхательной систем, усиливают обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы в организме, которые характеризуются большим потреблением кислорода, повышают общую физическую подготовленность, степень закалки детей. Выполнение спортивных упражнений связано с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это содействует совершенствованию психических особенностей ребенка, его всестороннему развитию.

Программа детского сада предусматривает выполнение детьми следующих видов спортивных упражнений: ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, велосипеде, плавание.

Ходьба на лыжах. Дети должны овладеть разными способами ходьбы на лыжах, научиться делать повороты, тормозить, преодолевать подъемы и спуски. Вначале передвижение на лыжах ребенок осуществляет ступающим шагом - это ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, при этом задний конец лыжи прижимается к снегу, туловище ребенка наклонено вперёд. Ступающий шаг дает детям возможность почувствовать тяжесть лыж на ногах, привыкнуть к ним, развить "чувство снега". Основное требование техники ходьбы на лыжах с поочередным отталкиванием левой и правой ногой - туловище наклонено вперед. Старшие дошкольники осваивают попеременный двухшажный ход. Он состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них ногой и рукой с палкой, туловище наклоняется вперед под углом 45°.

Повороты на лыжах выполняются на месте и во время движения. Повороты на месте выполняются переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж. Чтобы сделать поворот вокруг пяток лыж ребенок слегка приседает, поднимает над снегом одну из лыж и отводит ее в сторону (приблизительно на 26-30°), погон поднимает вторую лыжу и ставит рядом с первой. Также выполняется поворот вокруг носков лыж, но поднимается задняя часть одной из лыж, а к ней приставляется другая лыжа. Поворот махом и прыжками в работе с дошкольниками используется редко.

Подъемы на горку выполняют ступающим или скользящим шагом: точно так, как и на ровной снежной поверхности, но с более значительным наклоном вперед. На крутые горки дети поднимаются "лесенкой" - приставным шагом в боковом повороте к склону. Способ «елочка» применяется главным образом при подъеме на склон в прямом направлении - носки лыж разводятся в стороны и становятся на внутренние ребра, задние части лыж перекрещиваются, не задевая одна другую. Дети могут выполнять подъем и "полуелочкой". При этом одна лыжа становится прямо, а вторая - под углом по направлению движения.

Спуски с горки (длина ската 20 м) выполняются в основной, высокой в низкой стойках. Чаще применяется основная стойка: ноги слегка согнуты в коленях, руки согнуты в локтях, положение туловища свободное. Низкая стойка используется на спусках для увеличения скорости: ребенок приседает как можно ниже и наклоняет туловище вперед, ноги стоят на всей ступне. С целью уменьшения скорости спуска применяется высокая стойка. Ребенок держится прямо, ноги слегка согнуты в коленных суставах.

При спусках с горы дети учатся тормозить, смыкая носки лыж «плугом». Для торможения "полуплугом", или упором, необходимо, чтобы одна лыжа продолжала скользить по прямой, а вторая в это время отводилась в сторону, ставилась на ребро и упиралась им в снег.

Эффективной формой обучения ходьбе на лыжах являются физкультурные занятия, которые проводятся с небольшими подгруппами детей. Младших детей воспитатель приучает самостоятельно надевать и снимать лыжи, стоять на лыжах, сохраняя равновесие, ходить ступающим, а потом скользящим шагом, выполнять повороты на месте, самостоятельно подниматься после падения.

Дети среднего возраста учатся ходить на лыжах скользящим шагом - это основная задача обучения, кроме этого они выполняют подъемы на склон ступающим шагом, если склон не очень высокий, "полуелочкой", если нужно подняться на склон наискось. В этом возрасте дети могут проходить по лыжне расстояние от 0,5 до 1 км.

Старшие дошкольники владеют разнообразными приемами лыжной подготовки. Они самостоятельно берут лыжи и ставят их в стойки, переносят на плече к месту занятий, справляются с мягким и полужестким креплением, учатся ходить на лыжах простым скользящим, а также попеременным скользящим шагом, выполняют повороты на месте вокруг пяток и носков лыж, спускаются со склона в основной и низкой стойках, разучивают разные способы подъема на склон: "полуелочкой", "елочкой", "лесенкой", учатся тормозить "плугом" и "полуплугом". В этом возрасте дети могут пройти по лыжне со средней скоростью 600 м, а в спокойном темпе - 2-3 км.

Катание на коньках. Катание на коньках доступно детям старшего дошкольного возраста. Вначале ребят знакомят с правилами поведения на катке, учат обувать ботинки и шнуровать их. Потом проводят упражнения в помещении и на спортивной площадке без коньков и на коньках, которые помогают освоить технику передвижения на льду. Она включает: правильное исходное положение (ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, руки свободно согнуты и разведены вниз - в стороны, голова прямо); толчок ногами (ребенок поочередно отталкивается то одной, то другой ногой, слегка нажимая при этом внутренним ребром конька на лед); повороты (чаще всего дети выполняют в левую сторону, для чего левую ногу ставят на внешнее ребро конька, а отталкиваются правым коньком в сторону, противоположную повороту); торможение (вначале разучивают торможение «полуплугом» - после скольжения по прямой ноги старят близко друг к другу, потом одну ногу выдвигают вперед и упираются в лед внутренним ребром конька). При торможении «плугом» плотно прижимают колени, разводят пятки в стороны, носки держат вместе, потом нажимают вниз внутренними сторонами стопы (лезвия коньков наклонены вовнутрь).

В конце ноября с дошкольниками проводят групповые занятия на снежной утрамбованной площадке. Важно научить детей приемам самостраховки в момент падения (присесть, туловище слегка наклонить вперед, руки опустить вниз до коньков, коньки слегка расставить). Потом дети учатся ходить на коньках по утрамбованному снегу, отталкиваться в процессе разбега, сохранять правильную осанку, равновесие, скользить.

На катке целесообразно продолжить обучение детей технике перемещения на коньках. В занятия последовательно включаются следующие упражнения: катание по прямой разными способами (с помощью толчка одной ногой, обеими ногами с последующим переходом на скольжение, с помощью поочередных отталкиваний обеими ногами без перехода на скольжение); повороты 3 видов (с разбега по прямой поворот в любой части прямой; с разбега переход на скольжение и поворот в обозначенном месте; с разбега переход на скольжение и поворот в ограниченную площадь); катание по кругу; торможение "плугом" и "полуплугом"; скольжение на одном коньке после разбега; игры на льду; произвольное катание.

При обучении передвижению на коньках воспитатель использует разные методы: показ, объяснение, помощь, оценку. Необходимо помнить, что словесные методы целесообразно применять в период углубленного разучивания движений.

Занятия лучше всего проводить в безветренную погоду при температуре воздуха до -16 °С.

Катание на санках. Дети любят кататься на санках. Малышей катают взрослые, а с 3 лет дети сами возят санки, держа шнур обеими руками. Они катают кукол, перевозят игрушки, снег.

Постепенно задания усложняются, дети катают друг руга, спускаются с невысоких склонов. Воспитатель объясняет, как нужно сидеть на санках: голову и туловище держать прямо, смотреть вперед, ноги выпрямить вдоль санок, руками держаться за края санок; как спускаться с горки: сесть на середину санок, туловище слегка отклонить назад, руками держаться за веревку, стараясь натянуть ее; как тормозить ногами: ноги поставить на снег, пятки прижать к земле, слегка отклониться назад, держась за веревку; как выполнять повороты: перед поворотом применяется торможение обеими ногами, во время поворота торможение продолжается той йогой, в сторону которой выполняется поворот.

После спуска детей учат быстро отводить санки в сторону. Младшим детям воспитатель помогает съезжать с горки, старшие катаются самостоятельно. Им разрешается спуск с природных горок, на которых развивается большая скорость. Спуск с горок усложняется разными заданиями: проехать в ворота; выполнить в конце спуска поворот в обозначенное место; попасть снежком в цель т.п. Катание с горки чередуется с катанием на санках ровном месте. Воспитатель организует разнообразные игры, эстафеты, во время которых проводятся соревнования между детьми.

Катание на велосипеде. В дошкольном учреждении детей учат ездить на трехколесном, а потом на двухколесном велосипедах. Их знакомят с правилами пользования велосипедом, ухода за ним: педагог учит осматривать велосипед, вытирать тряпочкой загрязненные участки, пользоваться отверткой, поднимать и опускать седло, руль, регулируя их по своему росту. Дети должны знать основные правила езды: ездить только по указанному маршруту; не выезжать за пределы площадки; при езде по дорожке придерживаться правой стороны; при передвижении по кругу - ездить по часовой стрелке.

Вначале дети овладевают умением садиться на велосипед: сидеть прямо, не напрягать плечи и руки, смотреть вперед по направлению движения; потом учатся плавно нажимать на педали поочередно одной и другой ногой, проезжая до 50 м; выполнять повороты в правую левую сторону; останавливаться и слезать с велосипеда. С детьми, которые не умеют ездить на велосипеде, воспитатель занимается индивидуально. В дальнейшем ей обучают езде по кругу (радиус круга постепенно уменьшается), "змейкой" - между предметами, "восьмеркой" - объезжать два круга, учат выполнять различные упражнения одной рукой, ускорять или замедлять ход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: