СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Содержание
Программа модуля БЗ.В14
Модуля БЗ.В14
Учебно- методический комплекс
«Методика и технология работы социального педагога»
Педагогический факультет Автор: Клемантович И.П.
Направление: 050400 психолого- д.п.н., профессор,
педагогическое образование Заслуженный работник
кафедра «Теории и методики высшей школы РФ
воспитательной работы»
Москва-2012
Министерство образования и науки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный гуманитарный университет
им. М.А. Шолохова»
(МГГУ им. М.А. Шолохова)
«Утверждаю»
Зав. кафедрой ТМВР
проф. Клемантович И.П.
«____»___________2012
Решение заседания кафедры
протокол № от
«Методика и технология работы социального педагога»
|
|
Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль: 050406 Психология и социальная педагогика
Москва-2012
1.Организационно-методический раздел (4).
2.Структура и содержание дисциплины (8).
3.Образовательные технологии (12).
4.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (19).
5.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (30).
6.Материально-техническое обеспечение дисциплины (42).
7.Курс лекций (44).
8. Тематический тезаурус (149).
Данная программа разработана на основе Основной образова-тельной программы (ООП) по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» представляет собой комплекс теоретических и практических занятий направленных на формирование у бакалавров теоретических и практических знаний в области методики и технологии работы социального педагога.
Программа включает два раздела:
- «Общие основы методики и технологии работы социального педагога»;
- «Основные методики и технологии работы социального педагога».
Программа адаптирована к очной форме обучения. В соответствии с учебным планом, занятия по дополнительной учебной дисциплине проводятся в седьмом и восьмом семестрах. Всего отводится 144 часа. Из них 57 - на самостоятельное изучение, 24 – на лекции, 36- на практические занятия. По итогам 7 семестра – зачет, 8 семестра – экзамен.
1.2.Целями освоения дисциплины “Методика и технология работы социального педагога” являются:
- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов;
|
|
- организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении по месту жительства;
- организация социально полезных видов деятельности обучаю-щихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов:
- выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;
- формирование у обучающихся профессионального самоопреде-ления и навыков поведения на рынке труда;
- организация посредничества между обучающимися и социаль-ными институтами.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины «Методика и технология работы социального педагога» решаются следующие задачи:
1. Развивать у бакалавров интерес к профессии;
2. Овладение бакалаврами знаниями методики и технологии психолого-педагогической деятельности;
3. Получение первичных навыков разработки и практической реализации общих и частных технологий и методик психолого-педагогической деятельности;
4. Формирование у бакалавров профессиональной направленности, коммуникативности и других профессионально важных компетенций и личностных качеств, осознания личной и социальной значимости своей профессии;
5. Формирование у бакалавров профессиональной культуры в процессе изучения данной учебной дисциплины;
6. Выработка у обучаемых навыков творческого подхода к социально-педагогической практике, психологической готовности к деятельности по социальному воспитанию, социальной защите и поддержке населения.
1.3.Место дисциплины “Методика и технология работы социального педагога” в структуре ООП ВПО:
Учебный курс «Методика и технология работы социального педагога» интегрирован в образовательный процесс совместно с другими дисциплинамиобщепрофессиональной части професси-онального цикла учебного плана: «Педагогическая психология», «Практическая педагогика», «Социальная педагогика», «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» и др.
связь с предшествующими дисциплинами - изучение курса «Методика и технология работы социального педагога» предполагает определённый уровень общетеоретических и практических знаний, которые студент получил при обучении в предыдущих семестрах.
связь с последующими дисциплинами - некоторые вопросы курса «Методика и технология работы социального педагога» находят своё дальнейшее развитие в таких дисциплинах как:
- «Социальная психология», с помощью которой удастся сформировать теоретические знания в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих основу психолого-педагогической деятельности;
-«Психология развития» - курс в рамках которого предполагается изучение различных теоретических подходов и концепций психического развития, для чего студентам будет предложено ознакомиться с оригинальными трудами известных отечественных и зарубежных психологов;
- «Технология работы с детьми в критической ситуации» обеспечивает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, что позволяет выпускнику бакалавра получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре;
- «Психолого-педагогические проблемы современной семьи».целью которой является формирование целостного представления о психолого-педагогических особенностях современной семьи, о еѐ социальной и личностной значимости в жизни человека и современных подходах к решению проблем жизнедеятельности семьи;
|
|
- «Технология работы со службами социальной реабилитации» способствует формированию у бакалавров базовых знаний и умений работы со службами социальной реабилитации, оказывающих различные виды помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной реабилитации;
- «Педагогическая профилактика зависимостей у детей и подрост-ков» позволяет сформировать у студентов систематизированные социально-педагогические знания с основной социально-педагоги-ческой терминологией, позволяющей теоретически и практически освоить профессиональную деятельность социального педагога с подростками; рассмотреть основные социальные психолого-педагогические условия возникновения аддитивного поведения.
1.4.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины “Методика и технология работы социаль-ного педагога”.
В результате освоения дисциплины “Методика и технология работы социального педагога” формируются компетенции:
Шифр | Компетенция |
ОПК ППОБ-02-М01 | Способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики |
ОПКППОБ-06-И06 | Способен вести профессиональную деятель-ность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития |
ОПКППОБ-06-И08 | Способен применять участие в междисцип-линарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач |
ПКППОБ-02-И10 | Способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития |
ПКППОБ-02-И11 | Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно- развивающие задачи |
ПКППОБ-02-И15 | Способен Эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности |
ПКППОБ-02-И16 | Способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способности ребенка |
ПКППОБ-02-И20 | Способен проводить консультации, профес-сиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределе-ния учащихся |
ПКППОБ-02-И28 | Способен демонстрировать художественно-творческий профессионализм в избранной области дополнительного образования |
ПКППОБ-02-И34 | Готов создавать предметно-развивающую среду, направленную на перспективу развития одаренности детей |
В результате изучения дисциплины студенты должны:
|
|
а) знать:
сущность, закономерности, принципы, факторы социализации и воспитания;
методику и технологии организации воспитательного процесса и формирования личности;
систему форм и методов взаимодействия в воспитательном процессе;
технологию выстраивания доверительных отношений с детьми, семьей и другими
субъектами ближайшего окружения детей;
основные характеристики микро социума как среды человечес-ких отношений и взаимодействия;
особенности национального своеобразия и нравственного воспитания;
содержание деятельности социального педагога в образователь-ном учреждении.
б) уметь:
использовать знания для организации социальной работы;
организовывать реализацию программ по психолого-педагогическому сопровождению и социальной поддержке детей и подростков;
организовать исследовательскую деятельность по выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении детей;
использовать данные диагностики по предупреждению и коррекции асоциальных явлений;
в) владеть:
навыками проведения диагностических и коррекционных мероприятий;
системой комплексных знаний методики и технологий социальной работы;
технологией локализации конфликтов и решения психолого-социальных проблем ребенка;
методиками диагностики родительско-детских и межличностных взаимоотношений ребенка в коллективе сверстников;
навыками анализа социальной ситуации и самоанализа.
г).демонстрировать способность и готовность:
участвовать в работе с детьми по формированию у них духовно-нравственных ценностей на основе гуманистического подхода;
к сотрудничеству с представителями социальных институтов;
к постоянному самообразованию и повышению профессиональ-ной квалификации;
гуманному отношению к детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной защите.
Цель учебного курса: Комплексная системная подготовка бакалавров к предстоящей практической деятельности в качестве социального педагога в различных социокультурных условиях. Формирование профессиональных педагогических компетенций и практических навыков творческого использования методик и технологий в практической работе социального педагога по организации, реализации и управлению социально- педагогическим процессом.
Объем в ЗЕ: 4 кредита (144 ч.)
Время изучения: курс 4 семестр 7,8
При прохождении дисциплины обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения.
2.2.Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование.
2 уровень сложности: структурирование проблемы, Synectics; имитационное упражнение; реферирование, тестирование, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы.
3 уровень сложности: кейсы, проблемные задачи, эссе.
Процентное соотношение академических и практико ориентиро-ванных форм учебной работы: 40/60%