Формы освоения учебной дисциплины

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Содержание

Программа модуля БЗ.В14

Модуля БЗ.В14

Учебно- методический комплекс

«Методика и технология работы социального педагога»

Педагогический факультет Автор: Клемантович И.П.

Направление: 050400 психолого- д.п.н., профессор,

педагогическое образование Заслуженный работник

кафедра «Теории и методики высшей школы РФ

воспитательной работы»

Москва-2012

Министерство образования и науки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

им. М.А. Шолохова»

(МГГУ им. М.А. Шолохова)

«Утверждаю»

Зав. кафедрой ТМВР

проф. Клемантович И.П.

«____»___________2012

Решение заседания кафедры

протокол № от

«Методика и технология работы социального педагога»

Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль: 050406 Психология и социальная педагогика

Москва-2012

1.Организационно-методический раздел (4).

2.Структура и содержание дисциплины (8).

3.Образовательные технологии (12).

4.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (19).

5.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (30).

6.Материально-техническое обеспечение дисциплины (42).

7.Курс лекций (44).

8. Тематический тезаурус (149).

Данная программа разработана на основе Основной образова-тельной программы (ООП) по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» представляет собой комплекс теоретических и практических занятий направленных на формирование у бакалавров теоретических и практических знаний в области методики и технологии работы социального педагога.

Программа включает два раздела:

- «Общие основы методики и технологии работы социального педагога»;

- «Основные методики и технологии работы социального педагога».

Программа адаптирована к очной форме обучения. В соответствии с учебным планом, занятия по дополнительной учебной дисциплине проводятся в седьмом и восьмом семестрах. Всего отводится 144 часа. Из них 57 - на самостоятельное изучение, 24 – на лекции, 36- на практические занятия. По итогам 7 семестра – зачет, 8 семестра – экзамен.

1.2.Целями освоения дисциплины “Методика и технология работы социального педагога” являются:

- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов;

- организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении по месту жительства;

- организация социально полезных видов деятельности обучаю-щихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов:

- выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;

- формирование у обучающихся профессионального самоопреде-ления и навыков поведения на рынке труда;

- организация посредничества между обучающимися и социаль-ными институтами.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины «Методика и технология работы социального педагога» решаются следующие задачи:

1. Развивать у бакалавров интерес к профессии;

2. Овладение бакалаврами знаниями методики и технологии психолого-педагогической деятельности;

3. Получение первичных навыков разработки и практической реализации общих и частных технологий и методик психолого-педагогической деятельности;

4. Формирование у бакалавров профессиональной направленности, коммуникативности и других профессионально важных компетенций и личностных качеств, осознания личной и социальной значимости своей профессии;

5. Формирование у бакалавров профессиональной культуры в процессе изучения данной учебной дисциплины;

6. Выработка у обучаемых навыков творческого подхода к социально-педагогической практике, психологической готовности к деятельности по социальному воспитанию, социальной защите и поддержке населения.

1.3.Место дисциплины “Методика и технология работы социального педагога” в структуре ООП ВПО:

Учебный курс «Методика и технология работы социального педагога» интегрирован в образовательный процесс совместно с другими дисциплинамиобщепрофессиональной части професси-онального цикла учебного плана: «Педагогическая психология», «Практическая педагогика», «Социальная педагогика», «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» и др.

связь с предшествующими дисциплинами - изучение курса «Методика и технология работы социального педагога» предполагает определённый уровень общетеоретических и практических знаний, которые студент получил при обучении в предыдущих семестрах.

связь с последующими дисциплинами - некоторые вопросы курса «Методика и технология работы социального педагога» находят своё дальнейшее развитие в таких дисциплинах как:

- «Социальная психология», с помощью которой удастся сформировать теоретические знания в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих основу психолого-педагогической деятельности;

-«Психология развития» - курс в рамках которого предполагается изучение различных теоретических подходов и концепций психического развития, для чего студентам будет предложено ознакомиться с оригинальными трудами известных отечественных и зарубежных психологов;

- «Технология работы с детьми в критической ситуации» обеспечивает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, что позволяет выпускнику бакалавра получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре;

- «Психолого-педагогические проблемы современной семьи».целью которой является формирование целостного представления о психолого-педагогических особенностях современной семьи, о еѐ социальной и личностной значимости в жизни человека и современных подходах к решению проблем жизнедеятельности семьи;

- «Технология работы со службами социальной реабилитации» способствует формированию у бакалавров базовых знаний и умений работы со службами социальной реабилитации, оказывающих различные виды помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной реабилитации;

- «Педагогическая профилактика зависимостей у детей и подрост-ков» позволяет сформировать у студентов систематизированные социально-педагогические знания с основной социально-педагоги-ческой терминологией, позволяющей теоретически и практически освоить профессиональную деятельность социального педагога с подростками; рассмотреть основные социальные психолого-педагогические условия возникновения аддитивного поведения.

1.4.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины “Методика и технология работы социаль-ного педагога”.

В результате освоения дисциплины “Методика и технология работы социального педагога” формируются компетенции:

Шифр Компетенция
ОПК ППОБ-02-М01 Способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
ОПКППОБ-06-И06 Способен вести профессиональную деятель-ность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития
ОПКППОБ-06-И08 Способен применять участие в междисцип-линарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач
ПКППОБ-02-И10 Способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития
ПКППОБ-02-И11 Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно- развивающие задачи
ПКППОБ-02-И15 Способен Эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности
ПКППОБ-02-И16 Способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способности ребенка
ПКППОБ-02-И20 Способен проводить консультации, профес-сиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределе-ния учащихся
ПКППОБ-02-И28 Способен демонстрировать художественно-творческий профессионализм в избранной области дополнительного образования
ПКППОБ-02-И34 Готов создавать предметно-развивающую среду, направленную на перспективу развития одаренности детей

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

сущность, закономерности, принципы, факторы социализации и воспитания;

методику и технологии организации воспитательного процесса и формирования личности;

систему форм и методов взаимодействия в воспитательном процессе;

технологию выстраивания доверительных отношений с детьми, семьей и другими

субъектами ближайшего окружения детей;

основные характеристики микро социума как среды человечес-ких отношений и взаимодействия;

особенности национального своеобразия и нравственного воспитания;

содержание деятельности социального педагога в образователь-ном учреждении.

б) уметь:

использовать знания для организации социальной работы;

организовывать реализацию программ по психолого-педагогическому сопровождению и социальной поддержке детей и подростков;

организовать исследовательскую деятельность по выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении детей;

использовать данные диагностики по предупреждению и коррекции асоциальных явлений;

в) владеть:

навыками проведения диагностических и коррекционных мероприятий;

системой комплексных знаний методики и технологий социальной работы;

технологией локализации конфликтов и решения психолого-социальных проблем ребенка;

методиками диагностики родительско-детских и межличностных взаимоотношений ребенка в коллективе сверстников;

навыками анализа социальной ситуации и самоанализа.

г).демонстрировать способность и готовность:

участвовать в работе с детьми по формированию у них духовно-нравственных ценностей на основе гуманистического подхода;

к сотрудничеству с представителями социальных институтов;

к постоянному самообразованию и повышению профессиональ-ной квалификации;

гуманному отношению к детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной защите.

Цель учебного курса: Комплексная системная подготовка бакалавров к предстоящей практической деятельности в качестве социального педагога в различных социокультурных условиях. Формирование профессиональных педагогических компетенций и практических навыков творческого использования методик и технологий в практической работе социального педагога по организации, реализации и управлению социально- педагогическим процессом.

Объем в ЗЕ: 4 кредита (144 ч.)

Время изучения: курс 4 семестр 7,8

При прохождении дисциплины обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения.

2.2.Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование.

2 уровень сложности: структурирование проблемы, Synectics; имитационное упражнение; реферирование, тестирование, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы.

3 уровень сложности: кейсы, проблемные задачи, эссе.

Процентное соотношение академических и практико ориентиро-ванных форм учебной работы: 40/60%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: