Реакция потребителя на изменение дохода.
Оптимум потребителя.
Множество допустимых возможностей потребителя. Бюджетная линия.
Понятие полезности блага.
Теория потребительского поведения.
Тема 4.
Теория потребительского поведения.
Раздел 2.
- Понятие полезности блага.
Потребитель – любой экономический агент (индивид, частная фирма, государственное предприятие), потребляющий конечные блага и услуги. Обычно под потребителем, принимающим многие решения, экономисты понимают главным образом семью (домашнее хозяйство), а не индивида или организацию.
Каждый потребитель решает для себя три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег на покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Чтобы ответить на второй – исследовать цену. Чтобы решить третий – определить доход потребителя.
Эти три проблемы – полезность, цену, доход – составляют содержание теории потребителя.
Полезность - синоним таких понятий, как благосостояние, удовольствие и даже счастье. В более строгом значении (в концепции маржиналистов) полезность – это суждение потребителя о благе.
Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Экономисты рассматривают не полезность блага вообще, например, воды или бриллиантов, а полезность определенного количества того или иного блага. Поскольку потребитель нуждается не в благе вообще, а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей.
В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.
Принцип убывающей полезности впервые был обоснован немецким экономистом и математиком Германом Госсеном еще в 1854 г. Однако в то время на него никто не обратил должного внимания, после чего автор изъял весь тираж своей книги «Развитие законов человеческого взаимодействия» из продажи. Только в 1878 г. был найден один экземпляр книги, и произведение было переиздано в 1889 и 1927 гг. На основе положений и выводов этого произведения экономисты впоследствии сформулировали два законно, вошедшие в науку как первый и второй законы Госсена.
Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности ) гласит, что при последовательном потреблении дополнительных единиц какого-то блага их полезность уменьшается.
Функция полезности – это соотношение между количеством товара и услуги, покупаемых потребителем, и удовлетворением, которое он предположительно получит от его потребления. Таким образом, это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества.
MU = d(TU)/dQ
где MU – предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага;
TU - общая полезность;
Q – последовательные количества блага.