Реакция потребителя на изменение цен. Реакция потребителя на изменение дохода

Реакция потребителя на изменение дохода.

Оптимум потребителя.

Множество допустимых возможностей потребителя. Бюджетная линия.

Понятие полезности блага.

Теория потребительского поведения.

Тема 4.

Теория потребительского поведения.

Раздел 2.

  1. Понятие полезности блага.

Потребитель – любой экономический агент (индивид, частная фирма, государственное предприятие), потребляющий конечные блага и услуги. Обычно под потребителем, принимающим многие решения, экономисты понимают главным образом семью (домашнее хозяйство), а не индивида или организацию.

Каждый потребитель решает для себя три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег на покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Чтобы ответить на второй – исследовать цену. Чтобы решить третий – определить доход потребителя.

Эти три проблемы – полезность, цену, доход – составляют содержание теории потребителя.

Полезность - синоним таких понятий, как благосостояние, удовольствие и даже счастье. В более строгом значении (в концепции маржиналистов) полезность – это суждение потребителя о благе.

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Экономисты рассматривают не полезность блага вообще, например, воды или бриллиантов, а полезность определенного количества того или иного блага. Поскольку потребитель нуждается не в благе вообще, а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей.

В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.

Принцип убывающей полезности впервые был обоснован немецким экономистом и математиком Германом Госсеном еще в 1854 г. Однако в то время на него никто не обратил должного внимания, после чего автор изъял весь тираж своей книги «Развитие законов человеческого взаимодействия» из продажи. Только в 1878 г. был найден один экземпляр книги, и произведение было переиздано в 1889 и 1927 гг. На основе положений и выводов этого произведения экономисты впоследствии сформулировали два законно, вошедшие в науку как первый и второй законы Госсена.

Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности ) гласит, что при последовательном потреблении дополнительных единиц какого-то блага их полезность уменьшается.

Функция полезности – это соотношение между количеством товара и услуги, покупаемых потребителем, и удовлетворением, которое он предположительно получит от его потребления. Таким образом, это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества.

MU = d(TU)/dQ

где MU – предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага;

TU - общая полезность;

Q – последовательные количества блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: