Несовершенства рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

Классификация рыночных структур.

2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества. Оптимум Парето.

  1. Классификация рыночных структур.

На решение фирмы об объеме выпуска и о цене существенное влияние оказывает конкурентная структура рынка. Под конкурентной структурой подразумеваются формы организации рынка, т.е. характер соперничества фирм и принятии рыночных решений.

В экономической науке выделяют следующие типы рыночных структур:

1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж.

2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монополизированным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях.

3. Монополистическая конкуренция. Такая рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится сходная, но не идентичная продукция.

4. Монопсония. Ситуация на рынке, когда имеется только 1 покупатель. Монопольная власть ведет к тому, что покупатель устанавливает цену.

5. Монополия, осуществляющая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика назначения компаниями разных цен для различных покупателей. Монополия возникает там, где существует только 1 продавец, выпускаемый товар однороден и уникален.

6. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.

7. Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм

производят большую часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности, т.е. изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.

8. Олигопсония. Ситуация на рынке, когда имеется небольшое число крупных покупателей определенного товара.

9. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы.

Частный случай олигополии.

Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности. Совершенная конкуренция является скорее научной абстракцией, а не фактически существует на современном рынке. Видимо, в прошлом (в 19 веке в Европе) ряд товарных рынков во многих отношениях был близок к такой структуре. В настоящее время с известной доли условности к совершенной конкуренции можно отнести, в частности, рынки зерна и ценных бумаг. Чистая монополия в рыночной экономике также представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны.

Что касается других форм рынка, то они широко распространены в современной практике хозяйствования. Двусторонняя монополия встречается на рынке труда, где сталкиваются две монопольные силы – профсоюзы и предпринимательские организации. Дискриминация в области цен имеет место в пассажирских авиаперевозках, во врачебной практике, в адвокатских услугах.

Но наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Выпечка хлеба, производство шампуней, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкуренции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг конкурирующих производителей. Львиная доля промышленного производства сосредоточена в руках компаний, которые формируют олигополистический рынок: автомобильная, металлургическая, табачная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкоинструментальное производство.

  1. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества. Оптимум Парето.

Для существования совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо соблюдение следующих условий.

1. Большое количество относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и выход из него. Это означает, что любой человек может заняться предпринимательской деятельностью или прекратить подобное занятие.

2. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде.

3. Наличие у всех участников конкуренции полной информации о рыночных условиях. Полная информация означает выполнение следующих требований:

Ø Покупатели и продавцы имеют исчерпывающее представление о спросе и предложении, знают цены на факторы производства и готовую продукцию во всех секторах рынка и действуют в соответствии с ценами;

Ø Нормы прибыли действующих в отрасли фирм известны всем потенциальным конкурентам, которые при желании могут свободно войти в отрасль и заняться выгодным для них бизнесом.

4. Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие монополии по дифференциации продукта). Эта предпосылка означает, что покупатели потребительских благ или факторов производства воспринимают их как совершенные заменители (субституты) и выбирают продавца исходя исключительно из цены товара. Если кто-либо из продавцов поднимает цену, то покупатели мгновенно уходят от него и покупают товар у его конкурента.

5. Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Рынок свободной (совершенной) конкуренции – это регулятор общественного производства, поскольку он:

  1. позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей, обеспечивая при этом выигрыш (излишек) и тем и другим. Это осуществляется путем уравновешивания спроса и предложения и установления цены равновесия. Следовательно, свободный рынок представляет механизм установления равновесной цены.
  2. ориентирует всю экономику, в которой действует рынок, на потребителя, на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос. Иначе говоря, свободная рыночная система ориентирована на достижение одной цели – удовлетворение конечных потребностей человека.
  3. свободный рынок эффективно распределяет ограниченные ресурсы благодаря информации, заложенной в ценах.

Это значит, во-первых, что рынок позволяет находить нужное, соответствующее спросу количество производителей; во-вторых, задает производителям свой уровень требований, исходящих от потребителей; в-третьих, заставляет производителей поддерживать высокую рентабельность, поскольку все производители, у которых издержки выше равновесной цены, вынуждены либо снизить их, либо покинуть рынок.

Эффективное распределение ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей обеспечивается при условии, когда цена равна предельным издержкам (P =MC). Это равенство означает, что фирмы увеличивают объем производства до тех пор, пока предельные издержки ресурса не станут равными цене производимого товара, по которой удалось его продать.

Как было сказано раннее, в краткосрочном периоде конкурентная фирма может получать сверхприбыль или нести убытки. Но в долгосрочном периоде высокая прибыль привлекает другие фирмы в отрасль, и прибыль исчезает, а убыточные фирмы разоряются. Следовательно, в долгосрочном периоде возникает ситуация «ни прибыли, ни убытков», которая получила в экономической теории название оптимальности по Парето.

Считается, что оптимум Парето существует тогда, когда имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант их перераспределения, улучшающий положение, по крайней мере, одного индивида и не ухудшающий положение других.

В условиях оптимума Парето нет производительной растраты ресурсов. Такая ситуация характерна для рынка совершенной конкуренции.

Таким образом, конкурентное равновесие и эффективность по Парето – эквивалентные понятия. Их эквивалентность формулируется в виде двух фундаментальных теорем.

Первая теорема экономической теории благосостояния гласит: всякое конкурентное равновесие является эффективным по Парето.

Вторая теорема экономической теории благосостояния утверждает, что для всякого эффективного по Парето распределения ресурсов найдется такой вариант их перераспределения, что данное эффективное по Парето распределение окажется конкурентно равновесным при новом распределении.

  1. наконец, у свободного рынка есть еще одно важное преимущество; он разрушает экономические границы государств, стремясь создать механизм равновесных цен в интернациональном масштабе.

Таким образом, если обобщить все сказанное, то рыночная система обеспечивает решение трех фундаментальных проблем:

что производить;

как производить;

для кого производить.

  1. Несовершенства рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.

Выделяя основные несовершенства рынка, экономисты в своих рассуждениях исходят из того, что там, где не срабатывает рынок, должен существовать другой механизм, способный взять на себя соответствующие функции. Таким механизмом является государство. Поэтому необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно неэффективностью рынка.

Итак, выделим те социально-экономические проблемы, которые неподвластны рынку.

1. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики нужным количеством денег. Первая и ведущая функция государства – организация денежного обращения в стране. Это естественная монополия государства. Однако это особая монополия – монополия на выпуск денег и регулированием денежной массы в строгом соответствии с другими параметрами экономики, а не на контроль за денежным обращением.

2. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражаются в индивидуальном платежеспособном спросе. Дело в том, что люди хотят потреблять некоторые товары и услуги, но платежеспособного спроса на них не предъявляют. По этой причине производители, занятые в рыночных секторах экономики, не могут их производить. Такие товары и услуги получили название общественных благ. Это блага, при предоставлении которых одному индивиду они становятся доступными и другим без дополнительных затрат. В этом их отличие от частных благ, для которых потребление одним индивидом исключает потребление той же единицы блага другими. Следовательно, для общественных благ характерно неконкурентное потребление, т.е. потребление блага одним индивидом не уменьшает его доступности для других. К таким благам относятся: национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, защита окружающей среды и т.д. Это так называемые чисто общественные блага. Но есть блага, которые могут иметь черты и общественного, и частного блага. Такие блага называются смешанными: образование, здравоохранение, парки, дороги и т.д.

3. Рыночный механизм порождает внешние эффекты (экстреналии). Иногда эти эффекты называют «эффектами соседства», поскольку они связаны с взаимозависимостью функции полезности и производственной функции.

4. Механизм рынка обеспечивает один вариант распределения доходов. У него один критерий:

5. Рыночный механизм не решает региональных проблем (любых их видов – экономических, демографических, социальных, экологических). Региональные проблемы относятся к числу наиболее острых практически во всех странах. Они возникают вследствие:

§ Бедности региона природными ресурсами.

§ Невозможности полного использования ресурсов региона из-за недостатка капитала.

§ Стагнации или упадка предприятий в ключевой отрасли региона.

6. Рынок не обеспечивает устойчивое макроэкономическое равновесие, в особенности между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Отсюда необходимость вмешательства государства в структурную политику, направленную на поддержание этого равновесия.

7. Механизм рынка не в состоянии реализовать экономические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование внешнеэкономической деятельности государством является объективной необходимостью. Ограничения внешней торговли, разумеется, приводят к потерям для всего мирового сообщества, но правительства отдельных стран мыслят не с точки зрения интересов человечества в целом, а с точки зрения национально-государственных интересов. Поэтому от регулирования внешнеэкономических связей и введения тех или иных ограничительных мер, отдельные страны могут получать определенный выигрыш.

8. Экономика рыночного типа не в состоянии развиваться без инфляции. Отсюда следует еще одна функция государства – проведение антиинфляционной политики.

9. Механизм рынка не способен сам по себе, без вмешательства государства, обеспечить полное использование экономических ресурсов. Поэтому политика в области занятости также является важной функцией государства.

10. Рыночной системе, поскольку она ориентирована на максимизацию прибыли, внутренне присуща склонность к монополизации, что препятствует эффективному распределению ресурсов. Для поддержания рынка и сохранения регулирующих функцией цен государство проводит антимонопольную политику.

Таковы основные функции государства в системе рыночного хозяйства, которые были выведены из несовершенства рынка.

Однако в реальной жизни государство нередко вмешивается и в другие сферы, кроме тех, которые предоставлены рынком. В этом случае возникает такое опасное для общества явления, как политизация экономики. Суть его заключается в том, что государство как политический институт навязывает свои цели и интересы микроэкономическим субъектам, деформируя тем самым всю систему экономических отношений и снижая эффективность функционирования всего хозяйственного механизма.

Тема 8

Монополия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: