Экономическая природа фирмы. Неоклассическая и неинституциональная трактовка фирмы. Цели деятельности фирмы. Максимизация прибыли.
ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Тема 4. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
1. Экономическая природа фирмы. Неоклассическая и неинституциональная трактовка фирмы. Цели деятельности фирмы. Максимизация прибыли.
2. Теория факторов производства. Производственная функция.
3. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи.
4. Производство с двумя переменными факторами в долговременном периоде. Замещаемость факторов. Изокванты.
5. Бюджетное ограничение фирмы. Изокосты. Равновесие производителя.
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма.
Фирма — это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).
|
|
Фирма - экономический термин, используемый для описания группы индивидуумов, объединившихся для получения экономической выгоды. Введён Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы» (The Nature of Firm, 1937).
Первоначально термин «фирма» (от итал. Firma - подпись) -означал «торговое имя» коммерсанта.
Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.
Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны:
- акционерное общество,
- общество с ограниченной ответственностью,
- коммандитное общество и др.
Существуют две основные формы организации экономической деятельности:
- стихийный порядок;
- планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур.
Стихийном порядке - координация осуществляется через рынок;
Планомерном порядке - путем объединения/кооперации индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.
Рынок предполагает обособление средств производства,
Фирма - их концентрацию.
В условиях р ынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме - прямые.
Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах;
Фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
1) Фирма – организация, то есть совокупность людей, объединённых общей целью.
2) Фирма является самостоятельным экономическим звеном (агентом):
3) имеет в собственности в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество (ресурсы, готовый товар или услуги)
|
|
4) фирма отвечает по своим обязательством всем своим имуществом
5) она обладает организационной обособленностью.
5) Обладает самостоятельностью в принятии экономических решений (что, как и для кого производить)
Экономическая состоятельность фирмы закрепляется её особым наименованием, то есть торговой маркой:
1. Фирма воспроизводит собственный ресурсный потенциал за счёт самофинансирования.
2. Фирма осуществляет в рыночной экономике особые функции...
Функции фирмы:
1. Концентрация и использование ресурсов (фирма предъявляет спрос на ресурсы и обеспечивает их использование, в том числе рабсилы)
2. Организация производства (организует пр-во необходимых обществу товаров и услуг)
3. Реализация произведённой продукции
4. Получение прибыли
5. Адаптация к изменениям рынка
Классификация фирм по размеру
Размерность (малые, средние, крупные) фирм определяется по следующим критериям:
1. Численность занятых
2. Объём продаж
3. Величина активов
4. Соотношение собственного и заёмного капитала
Классификация фирм по критериям:
ü По формам собственности (частная, государственная, муниципальная);
ü По выполняемым функциям (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, финансовые);
ü По размерам ( малые, средние, крупные);
ü По видам лиц ( физические, юридические);
ü По степени предпринимательской деятельности юридических лиц ( коммерческие, некоммерческие);
ü По организационно-правовой форме.
В экономической литературе существуют различные трактовки фирмы.
ü современные фабрики/фирмы как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К.Маркс)
ü фирмы – результат минимизации риска и неопределенности (Ф.Найт),
ü появление фирм связана с необходимостью уменьшения трансакционных издержек (Р.Коуз, О.Уильямсон).
Неоклассическая экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин.
Фирма – это институт, преобразующий ресурсы в продукцию.
Фирма - хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.
Фирма представлялась «черным ящиком», на входе в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт.
Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты ее функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности.
Задача менеджмент в данной модели: – выбрать максимизирующий прибыль объем выпуска продукции.
Основными допущениями неоклассической теории фирмы являются:
1.Единственность критерия выбора решения.
2.Неограниченность возможностей и обработки поступающей из внешней среды информации.
Современная микроэкономическая теория предлагает модель «путь развития» для объяснения поведения фирмы. Исходными ограничениями данной модели являются: неизменность цен на ресурсы, постоянный рост бюджета производителя, использование двух факторов производства.
В институциональной экономике:
Фирма - экономическая организация, которая является альтернативным рынку способом хозяйственной координации, сопряженным с организационными издержками (соответственно рыночная координация с трансакционными).
Большинство неортодоксальных теорий, таких как неоавстрийская школа, неоинституционализм, марксистская политическая экономия, рассматривают фирму как одну из центральных экономических категорий.
Предприятие - обособленная единица по производству товаров и услуг.
|
|
Фирма - организация хозяйственной, предпринимательской деятельности.
Неоинституционалmyная/Контрактная теория фирмы берет свое начало с работ Рональда Коуза, в частности с его наиболее известной статьи - «Природа фирмы». Коуз показал, что фирма, хотя и является основным субъектом хозяйственной деятельности, но в экономических исследованиях ее природа не получила должного отражения.
Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются договорами – контрактами.
Основные типы контрактов:
//В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов:
1) классический,
2) неоклассический,
3) отношенческий или имплицитный.
1) Классический контракт - это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.
2) Неоклассический контракт - это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.
3) Отношенческий или имплицитный контракт - это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.
В институциональной теории фирмы – фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения:
- трансакционными издержками,
- издержками контроля (организационными издержками).
Трансакционные издержки – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов ( затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта).
Издержки контроля – это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов ( расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов).
|
|
Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма – как сеть внутренних контрактов.
Проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а, следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу.
Неоинституциональная характеристика фирмы в центр внимания ставит объяснение существования и соответственно в дальнейшем — сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др.
Особенности современных западных фирм:
1) специфична их организационно-правовая структура;
2) механизм функционирования фирмы основан на эффективном взаимодействии капитала, труда, земли, информации.
3) фирма создает особые условия жизнедеятельности человека, она востребовала обширные и разносторонние знания (бухучет, менеджмент, маркетинг, английский и другие языки, психологию, экономическую географию, историю);
4) фирма функционирует эффективно.
5) фирмы-лидеры, товары которых знают в любом уголке земли, завоевывают не только рынок, но и симпатии покупателей, имеют товарный знак, который ценится очень высоко.
Фирма активно влияет на формирование рыночного предложения готовой продукции и рыночного спроса на нее. Рыночное предложение прямо связано с эффективностью размещения фирмой ресурсов в процессе производства.
Это объясняется тем, что предложение товаров на рынке ограничено затратами на их производства (издержками) и стимулируется превышением доходов фирмы над ее затратами (прибылью).
Формула кругооборота капитал фирмы ( К.Маркс):
Сп Д — Т … П …Т1 — Д1 Рс |
Трем стадиям к/об капитала соответствуют три его функциональные формы:
- денежная (Д и Д1);
- производительная (Сп и Рс);
- товарная (Т).
Движение капитала, в процессе которого он последовательно превращается из одной формы в другую и возвращается к исходной форме, называется кругооборотом капитала.
Оборот капитала – это процесс постоянно возобновляющегося движения капитала, включающий в себя множество отдельных кругооборотов как единство процессов производства и обращения.
Структура капитала. Учет функциональных форм капитала и особенностей его движения позволяет разделить весь капитал фирмы на основной и оборотный.
Основной капитал - та часть капитала, которая длительное время (обычно более года) участвует в процессе производства, например: здания, сооружения, станки, оборудование и т.д.
Стоимость основного капитала переносится на готовую продукцию по частям за несколько кругооборотов.
Оборотный капитал полностью потребляется в течение одного производственного цикла - сырье, материалы, электроэнергия и т. д.
Стоимость оборотного капитала полностью переносится на готовый продукт и включается в цену произведенной продукции.
Физический износ — процесс постоянной утраты элементами основного капитала их основных свойств до необходимости полной замены.
Моральный износ — обесценение основного капитала в связи с его удешевлением и появлением более совершенных орудий труда. Основой морального износа капитала является НТП.
//Стоимостной формой износа основного капитала является амортизация, т. е. процесс постепенного переноса стоимости основного капитала на производимый продукт.
Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основного капитала на производимый продукт.
Интенсивность переноса стоимости основного капитала раскрывает норма амортизации, выражающейся в следующей формуле:
где,
NАМ - норма амортизации;
АО – амортизационные отчисления – величина перенесенной стоимости в течение определенного срока (год);
К – основной капитал.
Таким образом, фонд амортизации - один из основных внутренних источников средств развития фирмы наряду с прибылью.
Цель: Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.