Определение менеджмента

Определение менеджмента

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

Слово «менеджмент» английского происхождения; его букваль­ный перевод на русский язык - «управление».

Термин «менеджмент» употребляется в различных значениях.

Во-первых, под менеджментом понимают профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном ис­пользовании ресурсов. Выражаясь проще, можно сказать, что менед­жмент — это управление организацией (фирмой, предприятием), целью которого является достижение успеха. Что здесь имеется в виде под «успехом», определить несложно: в первую очередь, это рентабель­ность (прибыльность). Хотя прибыль является показателем успеха да­леко не всегда, все зависит от того, как определяют для себя успех люди, которые создают организацию. Существуют и некоммерческие организации, которые ставят перед собой неэкономические цели.

Управление в широком смысле слова реализуется в рамках биоло­гических, социальных и технических систем и обеспечивает их сохране­ние и нормальное функционирование. Между управлением в соци­альных системах, с одной стороны, и управлением в биологических и технических системах — с другой, имеются существенные различия. В отличие от управления в технических и биологических системах, соци­альное управление — это, в первую очередь, управление людьми. Оно может осуществляться как на уровне государства и общества, так и на уровне определенной группы людей, которые объединены общими це­лями и интересами. Его основная цель состоит в упорядочивании дей­ствий людей, которое необходимо для сохранения общества или груп­пы людей как самостоятельной и жизнеспособной системы.

Менеджмент — это особый тип социальной управленческой дея­тельности. Если управление может быть направлено на социальную или политическую жизнь, то есть осуществляться в рамках государства, его социальной и политической систем, то менеджмент как вид уп­равления — это всегда управление хозяйственной деятельностью.

Многие из определений менеджмента выделяют именно этот про­цессуальный аспект. В зарубежной литературе имеется много опреде­лений понятия менеджмент. Мы приведем три из них:

В достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих в ней людей, в особый вид деятельности, превращающий неорганизованную тол­пу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию); процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации, скоординированного использо­вания человеческих и материальных ресурсов. Во-вторых, менеджмент — это научная теория управления. Хотя проблемы управления интересовали людей на протяжении всей чело­веческой истории, менеджмент как особая дисциплина возник только на рубеже Х1Х-ХХ веков. В настоящее время он представляет собой науку, которая не только вырабатывает свои собственные понятия, но и заимствует их из других наук (социологии, психологии, теории коммуни­кации, политологии и т. д.).

Почему возникла необходимость в менеджменте как науке об уп­равлении?

Современное общество пришло к тому, что возвращение всех фун­кций, связанных с производством какого-либо материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Суще­ствует множество причин, которые сделали необходимым возникнове­ние социального управления:

одна из основных причин — разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовле­ния какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием про­изводства это положение кардинально изменилось. Те функции, кото­рые раньше выполнял один человек, были распределены между члена­ми коллектива; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основа­телей менеджмента Генри Фордом;

разделение труда тесно связано с другим фактором — технологи­ческим усложнением процесса производства. По мере того как про­цесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сама совокупность функций, которые важ­ны с точки зрения производственного процесса. Естественно, эти функции определенным образом распределялись между участниками производ­ственного процесса;

Усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления этим слож­ным процессом, причем не только стратегическая (связанная с установ­лением долгосрочных целей и координацией деятельности подразделений), но и оперативная, направленная на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем. Современный этап развития производ­ства характеризуется тем, что важную роль стали играть очень крупные производства и корпорации, обладающие огромной структурной слож­ностью. Естественно, это привело к разделению труда и в управляющей подсистеме, поскольку принятие управленческих решений оказалось очень сложным процессом, требующим учета множества факторов.

Все эти факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Для того, чтобы управление в таких условиях было возможным, необходимо наличие квалифицированных специалистов. Не случайно менеджмент в настоящее время осмысляется как особая профессия. Существует определенный объем знаний, которыми с современной точки зрения должен обладать менеджер; ему предписываются особые функции; существует особый набор норм поведения, которые предписываются. Все эти признаки указывают на то, что менеджмент — это особая сфера деятельности, очень четко отграниченная от других сфер.

В-третьих, менеджмент можно рассматривать и как принятие управленческих решений. В этом случае слово «менеджмент» ис­пользуется для обозначения процесса (точно так же, как русское слово «управление» используется не только для обозначения места, в котором находятся руководители, но и процесса). Управление как функция слож­ных социальных систем реализуется не только на уровне коммерческой организации, но и на любом уровне общества. Рассматривая менедж­мент с этой точки зрения, можно выделить такие его разновидности, как государственный менеджмент, муниципальный менеджмент, производствен­ный менеджмент и т. д.

В-четвертых, под менеджментом понимают аппарат управле­ния, состоящий из руководителей (менеджеров) разного уров­ня. Такой орган управления характеризуется иерархической органи­зацией, в которой одни руководители подчиняются другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: