Стратегическое управление. Стратегия организации и ее виды

Стратегическое управление — это особый вид управления, кото­рый направлен на развитие потенциала предприятия. Стратегическое управление противопоставляется оперативному управлению, которое связано с решением текущих задач и преобразованием наличного по­тенциала в прибыль.

Нельзя сказать, что стратегическое управление исключительно свя­зано с будущим. В действительности стратегическое управление — это управление прежде всего актуальной ситуацией, но под особым углом рассмотрения. Чтобы предприятие увеличило свой потенциал, оно должно создать для этого все необходимые условия, а это дела­ется только в настоящем.

Стратегическое управление неизбежно нацелено на изменения. Поскольку речь идет об увеличении потенциала, вряд ли можно пред­ставить себе, что стратегическое управление будет стремиться к сохра­нению существующего положения.

Стратегическое управление включает:

• формулировку целей,

• анализ внешней и внутренней среды,

• определение ресурсов, которые необходимы для достижения целей,

• выработку стратегии,

• оценку стратегии,

• контроль за ее реализацией. Стратегия организации - это план действий универсального характера, который определяет приоритеты деятельности организации ресурсы, которые для этого необходимы, и последовательность шагов по достижению целей. Другими словами, стратегия - это средство переведения предприятия из его настоящего положения в желатель­ное будущее положение.

Стратегии в менеджменте принято выделять по разным принципам. На основании того, на каком уровне принимаются решения, страте­гии делятся на следующие разновидности:

1) корпоративные стратегии являются общими для организации, вырабатываются ее высшим руководством,

2) стратегии по функциональным сферам вырабатываются подраз­делениями организации,

3) стратегии линейных отделений, подразделений и других органи­зационных единиц вырабатываются этими элементами органи­зации.

Стратегии развития бизнеса принято делить на четыре группы, из­ложенные ниже.

— Стратегии концентрированного роста:

• стратегия усиления позиции, занимаемой на рынке;

• стратегия развития продукта;

• стратегия развития рынка.

— Стратегии интегрированного роста:

• стратегия горизонтальной интеграции, при которой погло­щаются предприятия, выпускающие аналогичную продукцию;

• стратегия обратной вертикальной интеграции, при которой происходит слияние с поставщиками ресурсов;

• стратегия идущей вперед вертикальной интеграции, при ко­торой происходит слияние со сферой распространения.

— Стратегии целенаправленного сокращения:

• стратегия ликвидации, при которой осуществляется быстрый выход из сферы деятельности;

• стратегия «сбора урожая», при которой предприятие стре­мится получить максимальные доходы в кратчайший срок;

• стратегия сокращения, то есть закрытие одного из подраз­делений.

Существует также выделение стратегий с точки зрения поведения на рынке:

а) стратегия лидерства с минимизацией издержек производства,

б) закрепление за собой определенного сегмента рынка в сочета­нии с концентрацией усилий на данном сегменте,

в) выбор нового сегмента и специализация продукции с целью ов­ладеть этим сегментом.

Еще одна классификация стратегий основана на двух противопос­тавлениях: «новый/старый товар» и «новый/старый рынок».

1. Стратегия глубокого внедрения (старый товар — старый рынок). На относительно освоенный рынок продвигается уже хорошо извест­ный товар. Данная стратегия предполагает минимальное расширение предпринимательской деятельности. В качестве главной цели, как правило, в этом случае ставится расширение доли на рынке, увеличение частоты потребления товара и т. д. Еще одна возможная цель — это увеличение услуг, которые сопутствуют продаже и использованию това­ра.

2. Стратегия разработки нового товара (старый рынок — новый товар). В рамках данной стратегии рынок остается неизменным, но на этот рынок предлагается новый товар. Основные формы этой страте­гии — это улучшение и/или модификация уже известного, освоенного предприятием продукта или предложение нового товара, который мо­жет существенно отличаться от старого. Между этими двумя формами стратегии располагается ряд промежуточных (например, расширение гаммы предлагаемой продукции).

3. Стратегия расширения границ рынка (новый рынок — старый товар). Главная задача, которую должно решить предприятие, заключа­ется в привлечении новых потребителей, которые принадлежат как к другим, ранее не освоенным сегментам рынка, так и к другим рынкам. Одна из форм этой стратегии — освоение новых региональных рынков, а также зарубежных рынков.

4. Стратегия диверсификации (новый рынок — новый товар). Это одна из наиболее сложных стратегий, поскольку она предполагает из­менения как в производственной сфере, так и в выборе рынка. Ее слож­ность усугубляется тем, что, фактически, предприятие начинает свою работу заново. Понятно, что это не происходит одномоментно. Но в любом случае это требует концентрации большого количества сил. Эта стратегия тесно связана с типом потребителя-новатора, который не боится нового и готов пробовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: