Деловое общение
Поскольку, руководителю приходится много общаться с самыми разными людьми, он должен быть знаком с основными типами собеседников. Это необходимо, так как тип собеседника во многом определяет и то, что он скажет, и то, как нужно вести себя по отношению к нему, чтобы получить необходимое.
Исследователи обобщили способы, при помощи которых люди общаются, и пришли к понятию коммуникативного стиля. Коммуникативный стиль — это способ, при помощи которого человек строит взаимодействие с другими. Каждый человек склонен использовать какой-то один стиль общения; иногда человек использует в различных ситуациях два или более коммуникативных стилей.
В качестве основы для типологии коммуникативных стилей можно взять два признака: 1) адекватность, естественность обратной связи, то есть внимание к реакции собеседника на сообщение, и 2) открытость по отношению к партнеру по коммуникации, то есть способность и желание открыто выражать свои мысли и чувства. Очевидно, что далеко не каждый человек дает адекватную обратную связь и открыт по отношению к партнеру. Это означает, что или один, или оба указанных признака могут не реализовываться (или, выражаясь иначе, «реализовываться со знаком минус»). Следовательно, можно выделить четыре коммуникативных стиля; схематично это можно представить в виде таблицы.
|
|
Открытое поведение по отношению к партнеру | Нежелание раскрываться перед партнером | |
Обратная связь адекватна | «Самореализация» | «Самозащита» |
Обратная связь неадекватна | «Самораскрытие» | «Уход в себя» |
Необходимо иметь в виду, что коммуникативный стиль может одновременно рассматриваться и как характеристика стиля общения, свойственного конкретному человеку, и как особая тактика, которая применяется в зависимости от ситуации. Не существует определенного коммуникативного стиля, который был бы оптимальным в любой ситуации. Гораздо важнее уметь избирать правильный стиль в соответствии с ситуацией. И если в данном случае можно говорить о совершенстве, то оно заключается в одинаково эффективном владении всеми стилями. Описывая коммуникативные стили как характерные черты поведения людей, можно увидеть, что в одних случаях они выглядят блестяще, а в других — нелепо или смешно. А это означает, что в некоторых ситуациях тот или иной коммуникативный стиль уместен, тогда как в других — нет.
1. «Самореализация» — это коммуникативный стиль, предполагающий как адекватность обратной связи, так и открытость перед партнером по коммуникации. В большинстве ситуаций это самый лучшим стиль поведения, поскольку, во-первых, он помогает установить доверительные отношения между коммуникантами, а во-вторых, делает коммуникацию эффективной благодаря тому, что человек способен увидеть, что его не понимают или понимают неправильно, и изменить свое поведение.
|
|
Впрочем, необходимо иметь в виду, что любое умение полезно в одних ситуациях и вредно в других. По этой причине
2. «Самораскрытие» — коммуникативный стиль, который основан на полной открытости, но в то же время связан с неумением адекватно использовать обратную связь. Люди, которым свойствен такой стиль, создают впечатление увлекающихся: они могут быть очень эффектными ораторами, поскольку умеют эмоционально говорить, однако не способны увидеть, что аудитория их не слушает или не слышит. Общаться с такими людьми достаточно сложно, хотя — подчеркнем еще раз — их коммуникативный стиль может быть очень полезным. Иногда случается, что люди, для которых характерен данный стиль, наоборот, чрезмерно реагируют на обратную связь, воспринимая непонимание собеседника как доказательство собственной неспособности говорить ясно или доказательство полнейшей глупости партнера.
3. «Самозащита» — третий коммуникативный стиль, который характеризуется высокой адекватностью обратной связи, сочетающейся с нежеланием раскрывать себя. Ярким примером этого коммуникативного стиля может быть психолог, который внимательно выслушивает других людей, дает им советы, но никогда не говорит о себе. Конечно, реально психологи далеко не всегда являются людьми, склонными к такому стилю: к подобному поведению их обязывает профессия (кстати, умение слушать другого — это очень важное умение, которое достаточно трудно приобрести, а потому психологов можно считать людьми, хорошо овладевшими искусством коммуникации). Однако если вы столкнетесь с человеком, который, не будучи психологом, ведет себя так, как если бы вы пришли к нему на прием, чтобы поделиться своими проблемами, можете быть уверены: этот человек использует коммуникативный стиль «Самозащита».
4. «Уход в себя» — последний коммуникативный стиль, характеризующийся как закрытостью, так и отсутствием адекватного использования обратной связи. Такой человек не пускает других людей в свой внутренний мир и не считает нужным говорить о своем отношении к какому-то вопросу даже тогда, когда это необходимо и совершенно обоснованно. Точно так же эти люди поступают и со своими мыслями. Обычно этот стиль характерен для «интровертов» — людей, отдающих предпочтение своей внутренней жизни и не проявляющих особоно интереса к жизни окружающих их людей.