При создании любой системы управления обязательно учитывается какой-либо подход к ней. Подход в системе управления – это та парадигма, в которой закладываются основные стратегии и механизмы управления. В истории управления качеством сложилось три основных подхода: системный, процессный и алгоритмический.
Системный подход – это направление исследования, изучения мира, в основе которого лежит принцип рассмотрения объектов как систем, ориентация на раскрытие целостности объекта, выявление разнообразия связей в нем и приведение их к единой теоретической картине.
Системный и процессный подходы определяются в ИСО 9000, принятом в 2001 г., в качестве важнейших принципов систем менеджмента качества (СМК). По существу они представляют собой методологические подходы к управлению качеством.
Со второй половины ХХ в. системный подход стал и является в настоящее время одним из приоритетных и ведущих среди всех других, а с конца 1960-х годов прочно вошел в научную терминологию под этим наименованием. Системный подход неразрывно связан с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, но он вместе с тем имеет свои особенности и выступает как отдельный методологический подход.
В общем случае основное в системном подходе состоит в том, что управление качеством должно проводиться в целостной совокупности его подсистем, элементов и выявлении многообразных связей и свойств между ними и внешней средой.
Применительно к управлению качеством системный подход предусматривает:
· рассмотрение этого вида управления в рамках организации как некоторой целостности – системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;
· рассмотрение системы управления качеством как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные «рамки» взаимодействующих между собой управляющей и управляемой подсистем внутренней и внешней среды, внешних и внутренних целей, подцелей каждой из подсистем, стратегий достижения целей и т.п. При этом изменение в одном из элементов любой подсистемы вызывает изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе;
· всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и обладающих новыми качествами генерируемых при этом новых синергетических свойств;
· изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.
При системном подходе к управлению качеством как системе целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов необходимо осуществлять управление качеством в единстве с производственной подсистемой организации и внешней средой.
Системный подход в управлении качеством предполагает понимание менеджмента как систему, состоящую из взаимодействующих подсистем и управляемую с помощью определенных механизмов. Механизм управления качеством представляет собой совокупность объектов и субъектов управления, используемых принципов на различных этапах жизненного цикла продукции. В составе механизмов управления с точки зрения системного подхода целесообразно выделять механизмы следующих подсистем: общих, специальных и обеспечивающих подсистем.
К числу общих подсистем механизма управления качества относят механизмы прогнозирования и планирования, регулирования и контроля качества, анализа и учета изменения уровня ответственности производителя за данное качество.
В состав специальных подсистем входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции и профилактики брака.
Обеспечивающие подсистемы включают в себя: правовой и информационный контроль; материальный и технический контроль; организационно-финансовой и кадровый аспекты обеспечения качества.
Системный подход к управлению качеством предполагает использование в том или ином виде многих наук, научных направлений и методов. К ним можно отнести, например, теорию сложных систем, системотехнику, исследование операций, теорию управления, теорию организации, инноватику, информатику, метрологию, эконометрику, квалиметрию, системный, ситуационный, прогностический, диагностический, детальный и глобальный анализ и др. Между названными науками, научными направлениями и рядом методов исследования нередко нет четких границ, т.к. они часто используют примерно одни и те же математические методы. Однако все они обладают своей спецификой и имеют определенные особенности.
Таким образом, системный подход в управлении качеством подразумевает рассмотрение менеджмента качества как сложную систему, состоящую из двух крупных подсистем (общей и обеспечивающей), которые в свою очередь состоят из собственных подсистем с самостоятельными механизмами управления.
СМК: МОДЕЛЬ ТЕЙЛОРА, ДЖУРАНА, ФЕЙГЕНБАУМА, ГЕНИЧИ ТАГУЧИ (JIT), КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), НОРМ.