Цель управления | Система управления |
Конкурентоспособность продукции предприятия | Экономическая |
Конкурентоспособность рабочей силы персонала | Социальная |
Конкурентоспособность предприятия | Организационная |
Целевая подсистема представляет собой подсистему комплексной системы управления персоналом, в которой сформулированы ее тактические и стратегические цели (табл. 4.6).
Обеспечивающая подсистема есть подсистема комплексной системы управления персоналом, в которой определены состав, уровень качества и организационные условия обеспечения «входа» системы всем необходимым.
Ресурсное обеспечение нацелено на своевременное приобретение всех ресурсов, необходимых для осуществления управления персоналом.
Правовое обеспечение основано на соблюдении действующих конодательных и нормативных актов, касающихся трудового ава, и на разработке необходимых внутренних документов, регламентирующих и упорядочивающих управление персоналом предприятия.
Организационное обеспечение предполагает наличие организационно-технологической структуры и взаимосвязей между должностными лицами и структурными подразделениями Предприятия, максимально способствующими достижению его Целей.
Благодаря научно-техническому обеспечению предприятие получает доступ к источникам новейших и прогрессивных технологий управления персоналом, с тем чтобы применить их в практике своей деятельности, либо нарабатывает собственные ноу-хау.
Инвестиционное обеспечение предполагает вложение средств в развитие человеческого капитала предприятия.
Информационное обеспечение включает в себя поступление информации, формирование документооборота, определение состава операций по переработке информации с помощью средств механизации и автоматизации.
Под функциональной подсистемой понимается такая подсистема комплексной системы управления персоналом предприятия, в которой регламентируются требования к элементам процесса переработки «входа» системы в ее «выход» и организуется сам процесс управления.
Следующей составляющей комплексной системы управления персоналом является адаптирующая подсистема. В ней процесс управления регламентируется и организуется в соответствии с требованиями, выработанными внешней средой.
В зависимости от содержания поставленной управленческой задачи представленная комплексная система управления персоналом может реализовывать стратегическое, тактическое, долгосрочное, среднесрочное, текущее или оперативное управление.
Организационная система управления персоналом предприятия
Организационная система управления персоналом предприятиявключает следующие понятия: трудовая организация, отдел кадров, служба по управлению персоналом, должность сотрудника, профессиональная ориентация, профотбор, деловая оценка сотрудников, трудовая адаптация, непрерывное и опережающее обучение, деловая карьера, трудовые перемещения, организационная культура.
Трудовая организация — формально закрепленная совокупность людей, действующих в строгой субординации между собой в соответствии с официальными документами в целях сохранения этой организации.
Должность сотрудника — его служебное положение, обусловленное кругом его функциональных обязанностей, должностных прав и характером ответственности.
Должностная инструкция — организационно-распорядительный документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой управленческой должности и содержащий требования к сотруднику, занимающему эту должность.
Личностная спецификация — набор требований, которые ^анная должность предъявляет к сотруднику, ее замещающему.
Профессиональная ориентация — комплекс взаимосвязанных Эк°номических, социальных, медицинских, психологических ипедагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Профотбор — часть процесса найма персонала, включающая систему методов и приемов проведения медицинского обследования, психофизиологической диагностики личности с целью выбора из группы работников кандидатов на определенную должность, которые при прочих равных условиях способны наилучшим образом выполнять конкретные трудовые функции.
Деловая оценка сотрудников — целенаправленный процесс выявления соответствия качественных характеристик потенциальных работников, их способностей, мотиваций и свойств требованиям должности или рабочего места.
Трудовая адаптация — включение человека в новую для него предметно-вещественную и социальную среду, приспособление и привыкание к новым для него материально-вещественным, организационным, производственным условиям и к трудовому коллективу.
Деловая карьера — индивидуально осознанные позиции поведения, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.
Трудовые перемещения — процесс изменения места работы и сферы приложения труда работниками, изменяющий их положение в системе общественного разделения труда.
Организационная культура — вырабатываемые трудовым коллективом совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, разделяемые большинством сотрудников, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Особенности указанных аспектов и рассматриваются в последующих главах.